Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс






категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в

материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он

противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель

утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе

которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это –

деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание

самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого

мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе

законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде

явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие

идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого

сознания и самосознания.

Вопрос № 19. Философская антропология Л. Фейербаха. Иным направлением в

развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) –

крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя

немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля,

Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же

стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как

свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непредложен,

неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний

характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику.

Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной

чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего

продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой.

Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии,

призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила

чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации,

обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим

процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против

идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического

противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против

вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке

гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась.

Вопрос № 20. Предпосылки возникновения и основные черты марксистской

философии (диалектического и исторического материализма). Предпосылки:

овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г.

началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и

богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее,

закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Непосредственными же

теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика

Гегеля и материализм Фейербаха. Свое отношение к философии этих мыслителей

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) выразили в целом

ряде своих работ, прежде всего таких, как «Критика гегелевской философии

права», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика

природы» Энгельса, в их совместных трудах «Святое семейство» и «Немецкая

идеология». Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своем

учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и

мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой

человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их

многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и

материализма положило начало созданию новой философии – диалектического

материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся

объективная материальная действительность, отражением которой выступают

категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в

«диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и

развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира».

Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей».

Важнейшим разделом марксистской философии является материалистическое

понимание истории, то есть развития общества и в целом исторического

процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании

материальной основы функционирования и развития человеческого общества,

каковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство

материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические

отношения между людьми, в конечном счете, определяют все иные общественные

отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические

отношения между классами и другими социальными группами.

Вопрос № 21. Философские взгляды русских марксистов (Г.В. Плеханов, В.И.

Ленин). Плеханов первый русский марксист. Один и организаторов первой

рабочей демонстрации в 1876 году. Отказался от народнического террора,

однако, он профессиональный революционер. Основатель Российской социал-

демократии. Переводит работы Маркса и Энгельса. Уехав за границу, начинает

писать свои труды в русле марксистской идеологии. Работает в социал-

демократической газете «Искра». В своем очерке «Основы диалектического

материализма» Плеханов подчеркивает особую роль марксистской философии,

анализирует общественное развитие России. Продолжает развивать теорию

познания. Пытается философски осмыслить человеческое сознание. Выступает

против однобокой теории классовых учений. Глубокое обоснование идеи

Марксизма дается в философских трудах такого выдающегося марксиста, как

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924). В своей работе «Материализм и

эмпириокритицизм» Ленин доказывает, что состоявшиеся в конце XIX и в начале

XX вв. открытия в области физики, химии и других наук показали

ограниченность метафизического материализма и в то же время подтвердили

основные положения диалектического материализма. Имеются в виду такие

положения диалектико-материалистиской философии, как первичность материи и

вторичность сознания. Философское понятие «материи» и естественнонаучные

представления о ней, соотношение материи и движения, толкование

пространства и времени как форм существования материи, а также

соответствующие положения о познании мира, объективной, абсолютной и

относительной истине, о роли практики в познании и т. д. В.И. Ленин указал

на линию Демокрита и линию Платона в развитии философии от античности до

наших дней – материалистическую и идеалистическую.

Вопрос № 22. Русская религиозная философия (Ф.М. Достоевский, В.С.

Соловьев, П.А. Флоренский). Началась миграция философии. Образовался

кризис. Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и

славянофильство, стало главным делом религиозного философа Владимира

Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной

философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически

активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали

следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»

«гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный,

эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс

«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного

объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-

политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший традиционную

проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен

среди русской интеллигенции. Русская идея - исторический долг России в

создании социальной троицы (аналог божественной)- единение церкви,

государства и общества. Флоренский стремился создать интегральную систему

взглядов с сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как

способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Вопрос № 23. Философия «русского космизма», ее влияние на развитие науки

(Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский). Основные

проблемы космизма:

1. связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во

Вселенной

2. множество разумных миров и единство всех слоев бытия

3. целостность восприятия мира и проблема понимания и др.

Основатель - Николай Федорович Федоров. Основной труд - "Философия общего

дела". В основе ф.о.д. лежит специфическое понимание человека. Вопросы -

людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки

человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо

вертикальное, обращенное к небу, словом должен стать свободным. Человек -

существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек -

вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех

пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с

другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.