отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против
всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и
равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом
и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным естественным
неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, св6боду
и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при
установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку,
сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в
естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного
отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора
быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную
свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его
личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя
не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем
естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда, и он
находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным.
Променять естественное состояние на абсолютную монархию – это то же,
говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей,
отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном нраве и общественном
договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной
монархии. Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он
выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в
политических теориях французской и американской буржуазных революций "УП1
в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать
три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная
власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная
(правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и
министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка,
неравноправны. Законодательная власть – верховная, она должна повелевать
другими властями. Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о
возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет
своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.
Вопрос № 15. Общая характеристика философии Просвещения, ее влияние на
развитие науки, культуры и социальные процессы. Просвещение - идейное и
общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими
переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и
утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило
распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в
Англии и революцией 1789-1790 гг., во Франции, И оставило неизгладимый след
в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но
главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного
движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в
его оценке как передового, новаторского явления. Как течение общественной
мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.
Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и
предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких,
как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость
и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к
авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие
просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой
исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых
спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав
человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии,
правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики
индивидуализма .За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран
дорого поплатились в XIX и XX вв.
Вопрос № 16. Философские содержание механической картины мира и особенности
французского материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Проблемы,
поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у
французских материалистов 18 в. они очистили его от различных
схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения
философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро,
Гельвеций, Гольбах. Французский материализм того периода – классическая
разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его
пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,
обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении.
Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной
реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств.
Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно
учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Идея
неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики,
не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая
внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели
подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.
Однако наиболее полно, логически завершенные идеи выражены в учении
Гольбаха «Система природы». Материалисты все сводили к механическому
движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся
от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека
инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил
аналогию между человеком и машиной. Механистически понимая взаимосвязь
необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение
человека в обществе, материалисты считали, что человек не м.б. свободен в
своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он
беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к
фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического
взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к
выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире
господствует только необходимость. Понимание познание, как отражение
внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.
Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек,
основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы.
Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость,
зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных
побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина
человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую
среду.
Вопрос № 17. Основные черты философии И. Канта. Учение об антимониях и
разработка диалектического метода. Одним из величайших умов человечества,
основоположником классического немецкого идеализма, возродивших идеи
диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя
заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке
Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция
происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор
является одной из фундаментальных идей в астрономии. Кант считал, сто
решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии,
должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и
установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно
Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по
себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как
он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “ вещей
самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот
хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами
природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть
наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует
независимая от человеческого сознания сущность вещей – “вещи сами по себе”.
Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом
постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной
веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной
ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный
смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было
бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был
убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде
восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Философия Канта не
свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию,
он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место
вере.
Вопрос № 18. Общая характеристика философско-социологических воззрений Г.
Ф. В. Гегеля. Достижения и ограничения гегелевской диалектики. Высшим
достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-
1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8