Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс






отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против

всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и

равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом

и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным естественным

неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, св6боду

и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при

установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку,

сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в

естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного

отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора

быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную

свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его

личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя

не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем

естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда, и он

находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным.

Променять естественное состояние на абсолютную монархию – это то же,

говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей,

отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном нраве и общественном

договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной

монархии. Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он

выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в

политических теориях французской и американской буржуазных революций "УП1

в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать

три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная

власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная

(правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и

министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка,

неравноправны. Законодательная власть – верховная, она должна повелевать

другими властями. Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о

возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет

своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.

Вопрос № 15. Общая характеристика философии Просвещения, ее влияние на

развитие науки, культуры и социальные процессы. Просвещение - идейное и

общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими

переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и

утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило

распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в

Англии и революцией 1789-1790 гг., во Франции, И оставило неизгладимый след

в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но

главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного

движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового, новаторского явления. Как течение общественной

мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.

Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и

предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких,

как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость

и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к

авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие

просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой

исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых

спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав

человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии,

правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики

индивидуализма .За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран

дорого поплатились в XIX и XX вв.

Вопрос № 16. Философские содержание механической картины мира и особенности

французского материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Проблемы,

поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у

французских материалистов 18 в. они очистили его от различных

схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения

философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро,

Гельвеций, Гольбах. Французский материализм того периода – классическая

разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его

пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,

обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении.

Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной

реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств.

Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно

учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Идея

неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики,

не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая

внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели

подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логически завершенные идеи выражены в учении

Гольбаха «Система природы». Материалисты все сводили к механическому

движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся

от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека

инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил

аналогию между человеком и машиной. Механистически понимая взаимосвязь

необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение

человека в обществе, материалисты считали, что человек не м.б. свободен в

своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он

беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к

фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического

взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к

выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире

господствует только необходимость. Понимание познание, как отражение

внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек,

основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы.

Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость,

зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных

побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина

человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую

среду.

Вопрос № 17. Основные черты философии И. Канта. Учение об антимониях и

разработка диалектического метода. Одним из величайших умов человечества,

основоположником классического немецкого идеализма, возродивших идеи

диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя

заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке

Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция

происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор

является одной из фундаментальных идей в астрономии. Кант считал, сто

решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии,

должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и

установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно

Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал

воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по

себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как

он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),

составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “ вещей

самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот

хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами

природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть

наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует

независимая от человеческого сознания сущность вещей – “вещи сами по себе”.

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом

постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной

веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной

ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный

смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было

бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был

убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде

восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Философия Канта не

свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию,

он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место

вере.

Вопрос № 18. Общая характеристика философско-социологических воззрений Г.

Ф. В. Гегеля. Достижения и ограничения гегелевской диалектики. Высшим

достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-

1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.