Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс






свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –

изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы

предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего

объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.

На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование

множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,

атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы

соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят

временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение

атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую

форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и

приходила к саморазложению.

Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в

месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн.

«Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное

образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло

к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса

к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором

поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не

знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником

интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти

по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется

демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в

беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и

использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу.

Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином

до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим

ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как

искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для

Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе

ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь

мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и

Аристотель.

Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира

бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и

потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не

воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У

Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после

физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание

познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа

обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного

человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек

занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на

конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому

человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е.,

чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному

пониманию сущности.

|Мир Бытия |Мир Становления |

|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |

|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|

|неделим. |делим. |

Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и

естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе

Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось

тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в

Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был

известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет)

вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а

впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в

стенах Платоновской Академии, куда он

поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии

прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с

Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет.

Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и

пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля

проходит 3 этапа:

1. Вегетативный (есть даже у растений)

2. Чувственный (есть уже у животных)

3. Разумный (есть только у человека)

Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи

идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал

учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:

1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего

вещи нет).

2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то

из чего состоит уже оформленный материал).

3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или

самодвижущей причины, которая определяет активность формы)

4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать

полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).

Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики.

Аристотель создает специфический язык философии

Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая

характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская

религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной

Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами

образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а

ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости

христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В

ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В

XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии.

Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в

немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи

Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный

реализм:

I Бог (общие идеи)

II Единичная вещь

III Универсалии

Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей.

Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает

троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в

разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная

форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался

«примирить» реализм и номинализм

Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и

гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала

свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью,

творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор

самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на

творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные

стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в

1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через

несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности

бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и

раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки

равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой

момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.

Использование Кузанским математики при анализе философских проблем

неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические

фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом

случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они

отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических

фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга

приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 –

1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой

космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о

бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и

поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и

безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не

может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы

могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.