свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –
изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы
предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего
объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.
На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование
множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,
атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы
соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят
временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение
атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую
форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и
приходила к саморазложению.
Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в
месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн.
«Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное
образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло
к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса
к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором
поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не
знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником
интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти
по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется
демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в
беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и
использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу.
Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином
до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим
ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как
искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для
Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе
ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь
мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и
Аристотель.
Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира
бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и
потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не
воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У
Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после
физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание
познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа
обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного
человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек
занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на
конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому
человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е.,
чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному
пониманию сущности.
|Мир Бытия |Мир Становления |
|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |
|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|
|неделим. |делим. |
Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и
естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе
Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось
тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в
Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был
известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет)
вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а
впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в
стенах Платоновской Академии, куда он
поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии
прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с
Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет.
Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и
пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля
проходит 3 этапа:
1. Вегетативный (есть даже у растений)
2. Чувственный (есть уже у животных)
3. Разумный (есть только у человека)
Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи
идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал
учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:
1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего
вещи нет).
2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то
из чего состоит уже оформленный материал).
3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или
самодвижущей причины, которая определяет активность формы)
4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать
полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).
Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики.
Аристотель создает специфический язык философии
Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая
характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская
религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной
Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами
образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а
ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости
христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В
ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В
XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии.
Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в
немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи
Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.
Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный
реализм:
I Бог (общие идеи)
II Единичная вещь
III Универсалии
Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей.
Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает
троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в
разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная
форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался
«примирить» реализм и номинализм
Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и
гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала
свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью,
творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор
самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на
творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные
стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в
1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через
несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет
свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные
идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение
противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.
В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о
пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и
одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности
бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и
раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки
равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой
момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.
Использование Кузанским математики при анализе философских проблем
неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические
фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом
случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они
отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических
фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга
приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 –
1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой
космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о
бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и
поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и
безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не
может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы
могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же
Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8