Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс






характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный

характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а

опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности

Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира,

отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы.

Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует

бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр –

его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно

оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и

его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о

пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в

вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе

как деятельное внутреннее начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского

природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от

мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне

материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического

пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского. Видя в природе не

только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность

присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства,

натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального

естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию

философских концепций XVII - XVIII вв.

Вопрос № 11. Философия Френсиса Бекона и экспериментальная наука Нового

времени. Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и

методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с

теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического

метода. Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"

философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -

опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком,

Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только

объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-

идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью

субъективный опыт). В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме

рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям

того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не

прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с

неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и

реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения

реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены

выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с

характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность

рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к

категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве

средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать

индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как

простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

Вопрос № 12. Дуализм, теория познания и учение о научном методе Рене

Декарта. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт

допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую

физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу.

В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Д.

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не

только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над

ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся

ученый. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.

объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство)

беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и

геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все

качественное разнообразие природных явлений к: материи, тождественно с

пространством и к ее движению. Движение возникает в результате толчка.

Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При

этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение,

что означает косвенное признание пустоты. Проблема метода. Декарт ищет,

безусловно, достоверный исходный тезис для всего знания и метод,

посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же

достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в

общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это

сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем,

однако само сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение есть один из

актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если теория о сомнении -

достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление,

лишь, поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю,

следовательно, я существую) Это положение и есть достоверная искомая опора

знания. Этот вывод не теории логического доказательства, он есть результат

интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет

необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания.

Критерий истинности знания теории не в практике, а в человеческом сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. Человек есть

соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и

мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы. В познании

главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником

достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания

исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий

и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы

человеческого ума. В логической цепи дедукции, следующее за аксиомами,

каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого

представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно

очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно

с рассуждением дедукции. Вооружаясь интуицией и дедукцией, разум может

достичь достоверного знания, в случае если будет вооружен методом. Метод Д.

состоит из 4 требований:

1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые

представлялись уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений

в истинности;

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные

проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и

недоказанному;

4. не допускать никаких пропусков в ограниченных звеньях исследования.

Вопрос № 13. Философско-социологические воззрения Томаса Гоббса. Томас

Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. Отвечая на вопрос "что собой

представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи,

выступал против схоластики. Методологическое значение Гоббсова определения

философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей

провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. "Философия

есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и

объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих

оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам

действий". У Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или

свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Философия не

приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное

рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на

авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной

истины и исходил из признания существования двух равноправных истин:

религиозно-теологической и научно- философской. Философия подразделяется

Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.

Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы.

Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство,

образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных

началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно

изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское

общество. Этим занимается философия морали.

Вопрос № 14. Философские взгляды Джона Локка, его представления о путях

улучшения общества. Джон Локк (1632 – 1704) в своем произведении «Два

трактата о правительстве» опубликованном в 1689 г., когда в Англии

утвердилась конституционная монархия, развил учение Т. Гоббса об

общественном договоре. Он явился одним из основателей английского

буржуазного либерализма. Подобно Гоббсу, Дж. Локк в своем социально-

политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.