|
32049 |
100 |
100 |
32890 |
100 |
100 |
|
2000 |
37818 |
118 |
118 |
36450 |
118 |
118 |
|
2001 |
45382 |
142 |
120 |
43740 |
132 |
110 |
Из таблицы 3.2.1 видно, что за три года объем производства возрос на 42%, а объем реализации на 39%. За последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции – 13,99%.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Динамика производства и реализации продукции
за период с 1999 по 2001год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 3.2.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,8 %, а по реализации - только на 2,1 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 3.2.2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Армхлеб»
Изделия
Объем производства
продукции, (тыс.руб)
Реализация продукции
(тыс.руб)
план
факт
±
% выполн
план
факт
±
% выполн
Хлеб
белый
13850
13276
-576
-4,1
13416
12105
-1311
-9,8
Хлеб бородинский
17874
17554
-320
-1,8
17874
16523
-1351
-7,6
Лаваш
7950
9207
1257
15,8
7630
8374
744
4,5
Батон нарезной
4120
5345
1225
29,3
3918
4338
420
10,7
Итого:
43794
45382
1588
3,8
428338
43740
902
2,1
Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Из таблицы 3.2.3. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98% (42900:43794).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние, К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-
технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей , предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Таблица 3.2.3 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделия
Объем пр-во прод-ции в план.цен. (тыс.руб)
% выполнения плана
Объем пр-ции зачтенный в выполнен.плана по ассортименту (тыс.руб)
план
факт
Хлеб белый
13850
13276
95,9
13276
Хлеб
бородинский
17874
17554
98,2
17554
Лаваш
7950
9207
115,8
7950
Батон
нарезной
4120
5345
129
4120
Итого:
43794
45382
103,6
42900
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2.4), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
= 45382 тыс. руб.
= 44737 тыс. руб.
= 45382 - 44737 = + 645 тыс. руб.
Таблица 3.2.4 - Анализ структуры товарной продукции
Изделия
Оптовая цена за 1 тн руб.
Объем произ-во прод-ции
Товарная прод-ция в ценах плана, тыс.руб
Изменен.товарной пр-ции за счет структуры
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.