Рефераты. Повышение рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОО "УИ Эне...
3.3
Предложения по улучшению финансовых результатов
Резервы роста прибыли -
это количественно измеримые возможности, основными их
источниками являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости,
повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках
сбыта и т.д. (рисунок 11).
Рисунок 11 - Блок-схема
источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Резервы
роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет
роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию,
недопущения внереализационных убытков, совершенствование структуры производимой
продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения
планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике
их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический,
организационный и функциональный.
На
первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают
комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных
мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе
практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При
подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации
используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма
резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по
формуле:
, (30)
где: - резерв
роста прибыли за счет увеличения объема продукции, тыс. руб.;
Пi - плановая сумма прибыли на
единицу i-й продукции, тыс. руб.;
РПki - количество
дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения, шт.
Если
прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет
увеличения объема реализации определяется по формуле:
, (31)
где PV - возможное
увеличение объема реализованной продукции, тыс. руб.;
П - фактическая
прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;
V - фактический
объем реализованной продукции, тыс. руб.
Сопоставление
возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых
исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет
спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО «УИ
ЭРП» на 10 % в следующем году.
Рассчитаем
резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции
ООО «УИ ЭРП» по формуле (31).
тыс. руб.
Таким
образом, увеличив объем выпуска продукции на 10 % рассматриваемое нами
предприятие увеличит свою прибыль на 519,7 тыс. руб.
Важное
направление поиска резервов роста прибыли – снижение затрат на производство и
реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации
основных фондов и других расходов.
Для
выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости
может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной
оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой
базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных
ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях:
базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически
достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.
Методической
базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда
является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам
затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов
использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и
нормативов в оборудовании и др.
При
сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется
путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:
, (32)
где - резерв
снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов, тыс. руб.;
- фактический уровень использования i-го вида производственных
ресурсов, тыс. руб.;
- потенциальный уровень использования i-го вида производственных
ресурсов, тыс. руб.
Обобщающая
количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции
производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:
, (33)
где - общая
величина резерва снижения себестоимости продукции, тыс. руб.;
- резерв
снижения себестоимости по i-му виду производственных ресурсов, тыс. руб.
Если
анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая
сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:
, (34)
где - резерв
увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции, тыс. руб.;
- возможное снижение
затрат на рубль продукции, руб.;
V - фактический
объем реализованной продукции за изучаемый период, тыс. руб.;
PV - возможное
увеличение объема реализации продукции, тыс. руб.
Затраты
на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за
отчетный год (фактически и по плану), а также за предшествующий год представлены
в таблице 32.
Таблица
32 – Затраты на производство и реализацию продукции
Статьи
затрат
2006
г.
2007
г.
план
факт
Сырье
и материалы, тыс. руб.
88581
89084
86649
Транспортно-заготовительные
расходы, тыс. руб.
11208
9558
11397
Заработная
плата производственных рабочих (основная и дополнительная), тыс. руб.
63886
64803
63127
Амортизация
основных фондов, тыс. руб.
1818
1997
2093
Прочие
производственные расходы, тыс. руб.
61217
63699
60040
Производственная
себестоимость продукции, тыс. руб.
203063
204708
197038
Управленческие
расходы, тыс. руб.
12391
14879
14944
Коммерческие
расходы, тыс. руб.
0
0
0
Полная
себестоимость продукции, тыс. руб.
215454
219583
211983