Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Вологодский политехнический институт
Кафедра "Автомобили и автомобильное хозяйство"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
справочно-нормативные материалы для выполнения курсового и дипломного проектирования
Часть 1. Технологический расчет автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания
Факультет промышленного менеджмента
Специальность 150200 - "Автомобили и автомобильное хозяйство"
Вологда 1999
УДК 629.113.004
Справочно-нормативные материалы для выполнения курсового и дипломного проектирования. Часть 1. Технологический расчет автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. Изд. 2-е, дополн. - Вологда: ВоПИ, 1999. - 36 с.
В материалах указаны основные справочно-нормативные данные, необходимые для технологического расчета автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.
Утверждено издательско-библиотечным советом ВоПИ.
Составитель: С.А.Клещ , канд. экон. наук, доцент
Рецензент: Н.В. Дорогов , канд. техн. наук, доцент
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 3 1.1. Выбор исходных данных 3 1.2. Расчет производственной программы по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) подвижного состава 4 1.3 Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих 9 1.4 Расчет числа постов и поточных линий 13 1.5 Расчет площадей производственных участков. 13 1.6 Расчет площадей складских помещений 14 1.7 Расчет площадей административно-бытовых помещений 15 1.8 Расчет площадей стоянок автомобилей 16 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА 17 ЛИТЕРАТУРА 21
ВВЕДЕНИЕ
Технологическое проектирование синтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических и экономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому инженеру-механику автомобильного транспорта достаточно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на АТП. В условиях ограниченной возможности поиска справочно-нормативной информации, вызванной резким сокращением издания специальной литературы, появление настоящего издания поможет студентам более обоснованно принимать решения, связанные с выполнением дипломного и курсового проектирования. В представленных материалах обобщены основные справочно-нормативные данные, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91), а также другими нормативными документами проектных организаций "Гипроавтотранс". Цель настоящего издания - помочь студентам своевременно и качественно выполнить курсовые и дипломные прокты и достичь однородности требований к ним со стороны руководителей и консультантов. Настоящие материалы могут быть полезны и для практических работников инженерной службы автотранспортных предприятий, которые найдут в них действующие на настоящий момент нормы и нормативы для проектирования новых и совершенствования работы существующих предприятий, занятых эксплуатацией автомобильного транспорта.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Выбор исходных данных
Таблица 1.1
Классификация категорий условий эксплуатации |Условия движения |Тип рельефа |Тип дорожного покрытия | | |местности | | | | |Д1 |Д2 |Д3 |Д4 |Д5 |Д6 | |За пределами |Равнинный, | | | | | | | |пригородной зоны |слабохолмистый, | | | | | | | |(более50 км от |холмистый |I | |II | | | | |границы города) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |IV |V | | |Гористый | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |III | | | | | |Горный | | | | | | |В малых городах |Равнинный, | | | | | | |(до 100 тыс. | |II | | | | | |жителей) и в | | | | | | | |пригородной зоне | | | | | | | | |Слабохолмистый, | | | | | | | |холмистый, | | | | | | | |гористый | | | | | | | | | | | | | | | | |Горный | | | | | | | |В больших городах |Равнинный, | | | | | | | |(более 100 тыс. | | | | | | | | |жителей) | | | | | | | | | |Слабохолмистый, | | | | | | | | |холмистый | | | | | | | | |Гористый | | | | | | | | |Горный | | | | | | |
Дорожные покрытия: Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытие;
Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Таблица 1.2
Рекомендуемые режимы работы подвижного состава (по ОНТП-01-91) |Тип подвижного состава |Режим работы | | |Число дней |Среднее время в | | |работы в году |наряде, час. | |Служебные и ведомственные легковые |305 |10,5 | |автомобили, грузовые, автопоезда и | | | |автобусы | | | |Общего пользования грузовые |305 |12,0 | |автомобили и автопоезда | | | |Маршрутные автобусы и легковые |365 |12,0 | |такси | | | |Междугородные автопоезда |357 |16,0 | |Внедорожные автомобили-самосвалы |357 |21,0 |
Для расчета производственной программы и объема работ АТП необходимы следующие исходные данные: тип и количество подвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов); среднесуточный (среднегодовой) пробег автомобилей; дорожные и климатические условия эксплуатации; режим работы подвижного состава и режимы технического обслуживания и ремонта.
1.2. Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
(ТО) и текущему ремонту (ТР) подвижного состава
Таблица 1.3
Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91) ------------------------------------------------------------------+
Подвижной состав |Нормативная периодичность|
| обслуживания, км |
+-------------------------|
| ТО-1 | ТО-2 | ----------------------------------------+-----------+-------------| Легковые автомобили | 5 000 | 20 000 | Автобусы | 5 000 | 20 000 | Грузовые автомобили и автобусы на базе | 4 000 | 16 000 | грузовых автомобилей | | | Автомобили-самосвалы карьерные | 2 000 | 10 000 | Прицепы и полуприцепы(кроме тяжеловозов)| 4 000 | 16 000 | Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы | 3 000 | 12 000 | ------------------------------------------------------------------+
Таблица 1.4
Нормативы ресурсного пробега подвижного состава, трудоемкости ТО и ТР для категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91) ------------------------------------------------------------------+ Подвижной состав | Модель - |Ресурс-| Нормативная трудоемкость|
| предста- |ный +-------------------------|
| витель |пробег | ЕОс,|ТО-1,| ТО-2 | ТР |
| |не ме- |чел-ч|чел-ч| чел-ч|чел-ч/|
| | нее, | | | |1000км|
| | тыс. | | | | |
| | км | | | | | --------------------+-----------+-------+-----+-----+------+------|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | --------------------+-----------+-------+-----+-----+------+------| Легковые автомобили:| | | | | | | особо малого класса |ЗАЗ-1102 | 125 |0,08 | 1,9 | 7,5 | 1,5 | малого " |ВАЗ-2107 | 150 |0,10 | 2,6 | 10,5 | 1,8 | среднего " |ГАЗ-24-11 | 400 |0,13 | 3,4 | 13,5 | 2,1 | Автобусы : | | | | | | | особо малого класса |РАФ-2203-01| 350 |0,13 | 4,5 | 18,0 | 2,8 | малого " |ПАЗ-3205 | 400 |0,15 | 6,0 | 24,0 | 3,0 | среднего " |ЛАЗ-4221 | 500 |0,20 | 7,5 | 30,0 | 3,8 | большого " |ЛиАЗ-5256, | 500 |0,25 | 9,0 | 36,0 | 4,2 |
|Икарус-260 | | | | | | особо большого " |Икарус-280 | 400 |0,40 |18,0 | 72,0 | 6,2 | Грузовые автомобили | | | | | | | общего назначения | | | | | | | грузоподъемностью,т:| | | | | | |
0,5-1,0 |УАЗ-3303-01| 150 |0,10 | 1,8 | 7,2 | 1,55 | свыше 1 до 3 |ГАЗ-52-04 | 175 |0,15 | 3,0 | 12,0 | 2,0 | " 3 " 5 |ГАЗ-3307 | 300 |0,15 | 3,6 | 14,4 | 3,0 | " 5 " 8 |ЗиЛ-431410 | 450 |0,15 | 3,6 | 14,4 | 3,4 | " 6 " 8 |КамАЗ-5320 | 300 |0,18 | 5,7 | 21,6 | 5,0 | " 8 " 10 |КамАЗ-53212| 300 |0,20 | 7,5 | 24,0 | 5,5 | " 10 " 16 |КрАЗ-250-010 300 |0,25 | 7,8 | 31,2 | 6,1 |
| | | | | | | Внедорожные автомо- | | | | | | | били самосвалы гру- | | | | | | | зоподъемностью : | | | | | | |
30 т |БелАЗ-7522 | 200 |0,40 |20,5 | 80,0 |16,0 |
42 т |БелАЗ-7548 | 200 |0,50 |22,5 | 90,0 |24,0 | Газобаллонные авто- | | | | | | | мобили* ,работающие | | | | | | | на : | | | | | | | сжиженном нефтяном | | | | | | | газе (СНГ) | | - |0,04 | 0,3 | 1,0 | 0,45 | сжатом природном | | | | | | | газе (СПГ) | | - |0,05 | 0,9 | 2,4 | 0,85 | Прицепы грузоподъем-| | | | | | | ностью , т: | | | | | | | одноосные до 5 |СМ-В325 | 120 |0,03 | 0,9 | 3,6 | 0,35 | двухосные до 8 |ГКБ-8350 | 250 |0,05 | 2,1 | 8,4 | 1,15 | Полуприцепы грузо- | | | | | | | подъемностью, т: | | | | | | | одноосные до 12 |Каз-9368 | 300 |0,05 | 2,1 | 8,4 | 1,15 | двухосные до 14 |Мод.9370 | 300 |0,07 | 2,2 | 8,8 | 1,25 | многоосные свыше 20 |МАЗ-9398 | 320 |0,08 | 3,0 | 12,0 | 1,70 | Прицепы и полуприце-| | | | | | | пы-тяжеловозы грузо-|МЧЗАП | 250 |0,10 | 4,4 | 17,6 | 2,4 | подъемностью свыше | | | | | | | 22 т | | | | | | | ------------------------------------------------------------------+ * Дополнительная трудоемкость по газовой системе питания
Пример: Количество автомобилей, пробег которых меньше ресурсного Ан=200 ед., количество автомобилей, имеющих пробег, превышающий ресурсный Ар=100 ед. Модель автомобиля КамАЗ-5320 в III категории эксплуатации в зоне умеренного климата со среднесуточным пробегом 250 км
Таблица 1.5
Корректирование пробегов до ТО-1, ТО-2 и ресурсного пробега
+-----------------------------------------------------------------+
|Пробег| Обозна-| Ед. из- | Значения пробегов, км |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5