=792999,5
=856807,9
При расчете отработанных человеко-часов и человеко-дней следует принять среднюю продолжительность рабочего дня в первом периоде 8,53 часа, а во втором – 8,39 часа.
Таблица 6.2 – Среднемесячная заработная плата работников АТП за два периода
Категории работников
1 период
2 период
Изменение среднемесячной зарплаты, %
Среднесписочная численнос.
Месячный фонд зарпл.
Среднемесячная зарпл.
Водители
10
81050580
8105058
89534430
8953443
110,4
Ремонтные рабочие
142
30793950
216858
146
32868650
225127
103,8
Руководители специалисты и служащие
8
15035390
1879423
11
20067400
1824309
97,0
ИТОГО
160
126879920
792999
167
143086930
856807
107,5
Общее изменение средней заработной платы в целом по предприятию определяется индексом переменного состава и в общем виде определяется по формуле:
(6.4)
=1,080
В абсолютном выражении изменение средней заработной платы рассчитывается по формуле:
, руб. (6.5)
= 63808
Чтобы определить изменение самой средней зарплаты в относительном выражении, надо воспользоваться отношением:
(6.6)
=0,108
Числитель этого индекса показывает полный фонд заработной платы по всем категориям работников. Знаменатель дроби выражает, каков был бы месячный фонд заработной платы во втором периоде при средней зарплате первого периода. В абсолютном выражении это изменение определяется формулой:
, руб. (6.7)
= (856807,9*167/ 167)- (792999,5*167/ 167)=63808
Изменение средней заработной платы в целом по предприятию за счет изменения в распределении работников по категориям определяется индексом влияния структурных сдвигов. Чтобы определить изменение структуры, надо индекс средней зарплаты переменного состава разделить на индекс средней зарплаты постоянного состава, т.е.:
(6.8)
=1
или в абсолютном выражении:
, руб. (6.9)
792999,5-792999,5=0
При этом следует учитывать, что:
, руб. (6.10)
63808+0= 63808
При статистическом изучении заработной платы необходимо также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Для характеристики соотношения роста производительности труда и средней заработной платы работников используется коэффициент опережения (отставания).
Коэффициент опережения (отставания) определяется по формуле:
(6.11)
=0,1
Для определения суммы экономии или перерасхода фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно использовать следующую формулу:
, руб. (6.12)
=771127,1
Положительное значение показателя означает перерасход фонда оплаты труда, отрицательное – экономию.
Выводы:
В отчетном периоде увеличилось среднесписочное число работников и как следствие увеличился часовой, дневной и месячный фонд заработной платы, соответственно на
14943680, 15840950, 16207010 руб. Сумма перерасхода фонда заработной платы составляет 771127,1 руб.
Под себестоимостью перевозок понимают выраженные в денежной форме затраты транспортного предприятия на выполнение определенного объема транспортной продукции, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, сырья, топлива и энергии, а также труда.
Себестоимость грузовых перевозок – это эксплуатационные затраты на грузовые перевозки, приходящаяся в среднем на 10 ткм грузооборота или на 1 км общего пробега, т. е.:
, руб. (7.1)
=2484,48, руб
=2713,13, руб
, руб. (7.2)
=1078,7 руб
=1059.7 руб
Широкое применение получил показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов, который также является одним из показателей себестоимости. Показатель затрат на 1 руб. доходов определяется по формуле:
, руб. (7.3)
=0,728
=0,724
Изменение общей суммы затрат определяется путем сопоставления затрат отчетного периода с затратами предыдущего периода. Структуру затрат и динамику их изменения рационально сведем в таблицу
Таблица 7.1 – Динамика изменения затрат и их структура
Наименование затрат
% изменения затрат
Сумма, руб.
% к итогу
Заработная плата персонала с отчислениями
176363088.80
0.19
198033967.20
112.2
Затраты на топливо
361199230.0
0.38
378251290.0
0.36
104.7
Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы
108190720.0
0.12
138921760.0
0.13
128.4
Затраты на восстановление износа и ремонт шин
50620480.0
0.05
65233730.0
0.06
128.8
Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
97578260.0
0.10
103017110.0
105.5
Амортизация основных средств
97319650.00
110752190.00
0.11
113.8
Общехозяйственные расходы
47884130.0
49529700.0
103.4
939155558.8
1043739747.2
Непосредственно суммы расходов нельзя сопоставлять, так как они соответствуют разным объемам грузооборота. Для обеспечения их сопоставимости необходимо определить сумму затрат предыдущего периода, скорректированную на фактический грузооборот. Для этого сумму расходов предыдущего периода необходимо умножить на индекс грузооборота. Такой расчет выполняется по всем статьям переменных расходов. По постоянным расходам такая корректировка не делается, так как их величина не зависит от объема грузооборота. К постоянным расходам относятся накладные расходы и амортизация основных фондов.
Только после такой корректировки можно определить размер экономии (перерасхода) затрат. Экономия или перерасход по каждой статье устанавливается путем вычитания из фактической суммы затрат по каждой статье затрат предыдущего периода, скорректированных на фактический грузооборот.
, руб. (7.4)
Ip=p1:p0=3846982:3780076=1.01
198033967-176363088.80*1.01=21887587.18
378251290.0-361199230.0*1.01=17222580.6
138921760.0-108190720.0*1.01=31038350.4
65233730.0-50620480.0*1.01=14759382.5
103017110.0-97578260.0*1.01=5493238.5
Разность с отрицательным знаком означает экономию, с положительным знаком – перерасход. Алгебраическая сумма экономии (перерасхода) по всем статьям дает общую сумму экономии (перерасхода) от изменения себестоимости:
, руб. (7.5)
21887587.18+17222580.6+31038350.4+14759382.5+5493238.5=90401139,18
Важным обобщающим показателем себестоимости является показатель затрат на рубль доходов, который наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Как уже упоминалось ранее этот показатель определяется путем деления общих затрат на перевозки на полученный доход от выполнения этих перевозок. В процессе статистического анализа необходимо изучить динамику затрат на рубль доходов и определить влияние факторов на изменение уровня данного показателя.
При исследовании изменения этого показателя во времени следует учитывать, что снижение этого показателя свидетельствует о более эффективной работе предприятия.
Для того, чтобы охарактеризовать изменение этого показателя, необходимо рассчитать относительную величину динамики или индивидуальный индекс изменения затрат на рубль доходов:
(7.6)
=0.994
Эту зависимость можно отразить в виде следующей модели. Затраты на перевозку в общем виде представляют собой произведение объема выполненной транспортной работы (грузооборота) на себестоимость единицы этой работы (себестоимость 1 ткм):
(7.7)
=939152322,0
З1= 3846982*271,313=1043736227,3
В свою очередь доходы – это произведение объема выполненной работы (грузооборота) на среднюю доходную ставку 1 ткм, т.е.:
(7.8)
d= Д:P
d0=1289548500:3780076= 341.14
d1= 1440313600:3846982= 374.40
=1289548500
Д1=3846982*374.40=1440313600
Тогда изменение затрат на рубль дохода можно представить следующим индексом:
(7.9)
, руб. (7.10)
= -0.004
Для того, чтобы определить влияние изменения тарифов на изменение показателя затрат на один рубль дохода необходимо рассчитать следующий индекс, в котором влияние изменения объема работ и себестоимости изолировано:
(7.11)
=0,910
что в абсолютном выражении составит:
, руб. (7.12)
=- 0,071
Влияние изменения себестоимости перевозок определяется индексом, в котором изолировано влияние объема работ и тарифов:
(7.13)
=1,092
в абсолютном выражении:
(7.14)
=0,067
После выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:
(7.15)
= 0,910*1,092*1= 0,994
0,994
, руб. (7.16)
=- 0,071+0,067+0= - 0,004
Показатель затрат на 1 руб, который является одним из показателей себестоимости и в отчетном периоде снизился на 0, 004, вместе с тем как уменьшились затраты на топливо на 0,02%. Однако перерасход затрат в отчетном периоде составил 90401139,18, т.к. по многим статьям расходов наблюдается увеличение показателей- увеличились затраты смазочных и эксплуатационных материалов на 0,01%, затраты на износ и восстановление шин на 0,01%, затрат на перевозку.
Основные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий характеризуют абсолютные и относительные показатели: валовая выручка (доходы), прибыль, рентабельность.
Прибыль – это часть добавленной стоимости, получаемой автотранспортным предприятием после реализации предоставляемых транспортных работ и услуг. Количественно прибыль представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и других отчислений из выручки в госбюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованных транспортных работ и услуг.
, руб. (8.1)
= 257909700, руб
= 288062720, руб
БП1= 1289548500- 257909700- 939152322,0=92486478 руб
БП2= 1440313600-288062720-1043736227,3= 108514652,7 руб
Показателем эффективности работы автотранспортного предприятия является уровень рентабельности, который рассчитывается как отношение суммы прибыли к текущим затратам или авансированным ресурсам.
Отношение суммы прибыли от выполненных перевозок к полной их себестоимости (т. е. к текущим затратам) называется рентабельностью перевозок.
. (8.2)
92486478/ 939152322,0 *100=9,847
108514652,7/ 1043736227,3 *100= 10,396
Для характеристики эффективности использования основного и оборотного капитала определяется рентабельность предприятия. Она представляет собой отношение суммы балансовой прибыли за отчетный период к сумме средней стоимости основного капитала и средней стоимости нормируемого оборотного капитала за отчетный период. Этот показатель часто называют рентабельностью капитала.
. (8.3)
= 1,029
= 1,177
Для характеристики динамики доходов определим индекс доходов как соотношение доходов, полученных в текущем периоде, с доходами за предыдущий период (в относительном выражении) или разность доходов двух периодов (в абсолютном выражении):
(8.4)
=1.12
, руб. (8.5)
=15075100
Изменение суммы доходов зависит от изменения средней доходной ставки и объема выполненной транспортной работы и определяется индексным методом.
Влияние средней доходной ставки:
(8.6)
=1.09
, руб. (8.7)
= 127950621,3
Влияние объема выполненной транспортной работы:
(8.8)
=1.01
, руб. (8.9)
=22824312,8
При этом:
(8.10)
=1.1
, руб. (8.11)
= 150765100
При статистическом исследовании прибыли особое внимание уделяется прибыли от перевозок, на размер которой влияют три фактора:
· изменение объема транспортной работы;
· изменение себестоимости транспортной работы;
· изменение средней доходной ставки.
Анализ влияния этих факторов на величину прибыли позволяет выявить дополнительные источники ее увеличения.
Изменение суммы прибыли от грузовых перевозок за счет каждого фактора следующее:
1) объема транспортной работы
(8.12)
= 22775605,2
2) себестоимости перевозок
(8.13)
=15387,9
3) средней доходной ставки
(8.14)
=127950621,3
Знак «плюс» перед результатом означает увеличение прибыли, «минус» – уменьшение.
Общее абсолютное изменение прибыли за счет всех факторов составляет:
(8.15)
=1507416114,4= 1507416114,4
Отметим, что при данном методе исследования прибыли ее значение не учитывает величину налогов, уплачиваемых из доходов, т.е. прибыль здесь является разницей только между доходами и затратами.
Общее изменение рентабельности определяется по формуле:
(8.16)
1,177- 1,029=0,148
Влияние изменения величины балансовой прибыли (т.е. чистые доходы за вычетом затрат) на динамику рентабельности капитала следующее:
(8.17)
=0,173
Влияние изменения объемов производственного капитала определяется следующим образом:
(8.18)
=-0,026
Проанализировав финансовые результаты данного автотранспортного предприятия можно судить о его удовлетворительной работе. В отчетном периоде произошло увеличение балансовой прибыли ( на 16028174,7 руб), рентабельности перевозок (на 0,549) и рентабельности капитала (на 0,148), индекс доходов составил 1,12%. Общее абсолютное изменение прибыли за счет всех факторов составляет 1507416114,4 руб.
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8