На эксплуатационный расход топлива помимо топливной экономичности существенное влияние оказывают техническое состояние узлов и агрегатов АТС, тип и состояние дорожного покрытия, атмосферные условия, квалификация водителя и его стиль вождения, тип и сложность маршрута, интенсивность движения, скоростные и нагрузочные режимы и т.п.
Основными оценочными показателями топливно-экономических свойств являются контрольный расход топлива, топливная характеристика установившегося движения Qn=f(Va) на дорогах с различным состоянием покрытия, зависимость удельного эффективного расхода топлива от степени использования мощности ge=f(Va) и зависимость удельной производительности автомобиля от скорости движения Wy=f(Va) на дорогах с различным состоянием покрытия.
Контрольный расход топлива это расход топлива в л/100 км при движении автомобиля полной массы с установившейся скоростью по ровной горизонтальной дороге с усовершенствованным покрытием. Скорость движения указывается в технической характеристике автомобиля.
Топливная характеристика установившегося движения – это зависимость путевого расхода топлива от скорости установившегося движения в заданных дорожных условиях. Для определения расхода топлива при установившемся движении можно воспользоваться уравнением расхода топлива.
где:
– путевой расход топлива, л/100 км;
– удельный эффективный расход топлива двигателем при номинальной мощности, г/кВт×ч.
Примем =1,1×gemin, для карбюраторных двигателей gemin=320 г./кВт×ч, =1,1×320=352 г./кВт×ч;
– мощности, расходуемые соответственно на преодоление сопротивления дороги и воздуха;
– эмпирические коэффициенты, зависящие соответственно от степени использования мощности U и частоты вращения коленчатого вала двигателя , примем kU=1,2, kw=1,8;
– скорость движения автомобиля, м/с;
– плотность топлива, ,=750;
– КПД трансмиссии.
Расчет для автомобиля УАЗ 3741 при V=6,4273 м/с и y1=0,05, y2=0,159, y3=0,094
УАЗ 3741
V, м/с
y1=0,05
y2=0,159
y3=0,094
y4=0,15
3,5300
4,2563
13,5328
8,0009
12,7668
5,5100
4,2586
13,5351
8,0033
12,7692
9,2000
4,2626
13,5391
8,0072
12,7732
Volkswagen Transporter T4
4,1600
4,1312
7,7620
7,7657
12,3915
4,1354
7,7662
7,7699
12,3957
9,2100
4,1398
7,7705
7,7743
12,4000
Расчет зависимости эффективного расхода топлива от степени использования мощности.
Удельный расход топлива определяется по формуле:
qe=qN*ku*kw
qN – эффективный расход топлива при максимальной мощности двигателя, он определяется по формуле:
QN=(1.05 – 1.1) qemin
ku – коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности.
U – степень использования мощности двигателя.
kw – коэффициент, учитывающий зависимость путевого расхода топлива от числа оборотов коленвала.
Степенью использования мощности называется отношение степени мощности двигателя при некоторой частичной подачи топлива и заданным значением числа оборотов коленвала к мощности двигателя при той же частоте оборотов в коленвале, но при полной подачи топлива.
Определим параметры по заданию при n1=0.5ni, n2=nI, n3=nN. Примем U=20, 40, 60%
nI
n1
n2
n3
n1/ nN
n2/ nN
n3/ nN
kw1
kw2
kw3
ku1
qe1
qe2
qe3
1000
500
4000
0,125
0,25
1
0,45
0,35
0,15
2
316,8
246,4
105,6
1500
750
0,19
0,38
0,42
0,29
1,5
221,76
153,12
79,2
2000
0,5
0,23
1,2
147,84
97,152
63,36
3700
0,14
0,27
0,47
0,33
330,88
232,32
0,2
0,41
0,4
0,26
211,2
137,28
0,54
139,39
84,48
Вывод: из расчетов видно, что при увеличение оборотов коленчатого вала удельный расход топлива значительно уменьшается, т. к. уменьшаются коэффициенты ku и kw.
Построение графика движения автомобиля
При построении данного графика движения указывается скорость, время прохождения каждого участка пути, нормированный расход топлива, который необходим для определения производительности с учетом топливной производительности.
При помощи этого графика определяется:
1) максимальная скорость;
2) расход топлива на единицу пройденного пути.
13. Вывод по топливно-экономическим свойствам автомобилей
Из расчетов видно, что при увеличение оборотов коленчатого вала удельный расход топлива значительно уменьшается, т. к. уменьшаются коэффициенты ku и kw.
При равномерном движении автомобиля весь динамический фактор может быть израсходован на преодоление сопротивления дороги, т.е. можно принять, что.
Вес автоприцепа, способного к движению:
;
где – динамический фактор автомобиля, определённый по динамическому паспорту.
Данная нам скорость равна 90 км/ч. Но мы принимаем скорость равной максимальной скорости разгона автомобилей, т.е. 40 км/ч
Заданная скорость равна 40 км/ч= 11,1 м/с Da УАЗ 3741= 0,2777, Da Volkswagen Transporter T4= 0,2665
Volkswagen Transporter T4: Мпр=(0,2665+0,3)*2640/0,2665=5612 кг.
Список литературы
1. Башкардин А.Г. Эксплуатационные свойства автомобилей, Методические указания.-СПбГАСУ, 2001;
2. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств, М.: Машиностроение, 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7