Обрывистые берега пролива Босфор, а также множество выступающих мысов и глубоко вдающихся бухт дают характерные изображения на экране радиолокатора.
При плавании проливом Босфор ввиду сильных течений в нем необходимо постоянно контролировать место судна.
Пролив Дарданеллы
Пролив Дарданеллы ведет из Мраморного моря в Эгейское. Длина пролива около 65 миль; наибольшая ширина его 10 миль, наименьшая 7 кбт.; глубины 29–106 м.
Европейский берег пролива утесистый; высота его достигает 275 м. Азиатский берег низкий и окаймлен отмелями. Вид берегов однообразный.
В проливе Дарданеллы находятся два сравнительно крупных порта – Гелиболу и Чанаккале.
При следовании проливом Дарданеллы на экране радиолокатора появляется достаточно четкое изображение обоих берегов, особенно в наиболее узких его местах. Поэтому с использованием блока совмещения радиолокационного изображения с картой плавание в проливе трудностей не представляет.
Эгейское море
Берега:
Восточный берег Эгейского моря горист; горные хребты направлены
перпендикулярно береговой черте. Северный, лесистый берег Эгейского моря образован отрогами гор.
Западный берег Эгейского моря сильно расчленен горными хребтами. Горные отроги образуют несколько далеко выступающих в море полуостровов, вытянутых в юго-восточном направлении и заканчивающихся характерными мысами.
Берега Эгейского моря, кроме его северной и северо-восточной частей, очень сильно изрезаны. Они приглубы, опасностей вблизи них мало.
Глубины, рельеф дна и грунт:
Дно Эгейского моря отличается большой неровностью.
В северной части Эгейского моря вблизи берегов грунт – песок, ил. и камень, в заливе Стримоникос – ил, в заливе Термаикос – ил, песок и камень, у острова Лемнос – ил и песок, между полуостровом Халкидики и островами Лемнос и Имроз – глина и ил.
Земной магнетизм:
Магнитная изученность описываемого района удовлетворительная. Магнитное склонение в пределах района восточное и изменяется от 2,2° на северо-востоке до 0,7° на юго-западе (эпоха 2006 г.). Среднее годовое изменение магнитного склонения +0,03°. Максимальное значение магнитного склонения летом наблюдается около 8 ч по местному времени. Минимальное значение магнитного склонения бывает летом около 13 ч.
Магнитное наклонение изменяется в пределах района от 57° N на севере до 50° N на юге.
Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля изменяется от 246 м на севере до 280 м на юге.
Средства навигационного оборудования:
Средства навигационного оборудования обеспечивают плавание по Эгейскому морю и подходы к портам и важнейшим бухтам. На большинстве мысов, далеко выступающих в море, и на островах установлены светящие знаки и маяки с дальностью видимости 10–20 и даже 27 миль. В портах и в большинстве гаваней на молах и волноломах зажигаются огни. Однако мореплаватель должен помнить, что положение вех и буев, а также характеристика огней могут изменяться, поэтому полностью полагаться на них не следует.
Порты и якорные места:
В Эгейском море наиболее крупными и важными являются порты: Измир, Пирей, Салоники, Халкис, Нафплион и Кушадасы и гавани: Саламис, Волос, Сирое, Ираклион, Кавала и Александруполис. Суда могут найти укрытие от ветров и волнения в многочисленных бухтах и на якорных местах, как у берега материка, так и у островов. К таким местам относятся бухта Айдынджик (остров Гёкчеада), бухта Айос-Николаос (остров Китира), бухта Милос (остров Милос), бухта Айос-Николаос (остров Кеос), бухта Науса (остров Парос), бухта Айос-Прокопиос (остров Наксос), бухта Тюрк (залив Гюллюк), бухта Калони (остров Лесбос), якорное место в Саросском заливе (40°36' N. 26°44' Е). Хорошие якорные места есть также в многочисленных заливах и проливах между островами.
Лоцманская служба:
Турция. Лоцманская проводка судов обязательна только при заходе во внутреннюю часть порта Измир и в порт Кушадасы.
Греция. При заходе в порты и гавани Греции лоцманская проводка обязательна для всех судов и иностранных военных кораблей, кроме малых.
Суда должны вызывать лоцмана по Международному своду сигналов. Лоцманская станция есть в каждом порту. Но, даже если судно не пользуется услугами лоцмана, оно обязано платить лоцманский сбор, который взимается через лоцманскую контору в морском агентстве.
Навигационная информация:
На берегах Эгейского моря имеются радиостанции, регулярно передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ). Кроме того, в некоторых портах имеется служба портовой информации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, движение судов и т.п.).
Ионическое мореИоническое море омывает западные берега Греции от мыса Тенарон до мыса Стило с прилегающими к этому берегу Ионическими островами; берега Албании от мыса Стило до мыса Кефали; юго-восточный берег Италии от мыса Санта-Мария-ди-Леука до мыса Пачи.
Условия плавания в Ионическом море относительно несложные. Глубины здесь в основном большие.
Берега. Западный берег Греции – это южный и западный берега острова Пелопоннес и южная часть западного берега Балканского полуострова. Вдоль северной части западного берега Греции, примерно в 80 – 90 милях от него, тянутся горы Пинд; вершина их – гора Змоликас высотой 2637 м.
Западный берег Греции преимущественно высокий и обрывистый. Наиболее обширные низменности, местами болотистые, выходят к заливу Патраикос и к северному берегу залива Амвракикос. Вблизи западного берега Греции лежат гористые Ионические острова. Высота гор 800 – 1000 м.
Юго-восточный берег Италии выше и круче, чем западный берег Греции. Вдоль него тянутся южные отроги Апеннинских гор, несколько вершин которых, расположенных всего лишь в 8 – 10 милях от береговой черты, достигают 2000 м и более.
Растительность описываемого района носит средиземноморский характер.
Гористый рельеф обуславливает изрезанность берегов. Особенно извилисты те участки, где направление горных хребтов не совпадает с направлением береговой черты.
Острова и проливы. Район изобилует большими и малыми островами.
Вдоль западного берега Греции на 140 миль тянутся Ионические острова. К ним относятся острова Закинф, Кефалиния, Итака, Лефкас, Керкира и прилегающие к ним островки и скалы. Между Ионическими островами и берегом материка расположены острова Эхинадес, Драгонера и два больших острова: Кастос и Каламос.
Проливы, отделяющие Ионические острова друг от друга и от западного побережья Греции, глубоководные и в основном безопасны для плавания.
В самой узкой части Коринфского перешейка, соединяющего южную часть Балканского полуострова с полуостровом Пелопоннес, прорыт Коринфский канал, который сократил путь из Ионического моря в Эгейское примерно на 150 миль.
Глубины, рельеф дна и грунт. Ионическое море глубоководно. Изобата 100 м проходит на расстоянии не более 5 миль от берега.
В расстоянии около 10 миль от берега глубины резко увеличиваются до 1500 м, а дальше рельеф дна становится относительно ровным. Отдельные впадины имеют глубины 3500 м и более. Максимальная глубина в Ионическом море 5121 м и находится в 67 милях к W от мыса Тенарон.
Грунт вдоль берегов Ионического моря преимущественно песок и ил; местами глина и камень.
Земной магнетизм. Магнитная изученность района хорошая.
Максимальное значение магнитного склонения зимой около 9 ч. Минимальное значение магнитного склонения зимой около 13 ч.
Особые физико-географические явления. На юго-восточном берегу Италии. На острове Сицилия и прилегающих к нему Эгадских и Липарских островах наблюдается вулканическая деятельность.
Средства навигационного оборудования. Безопасность плавания в описываемом районе обеспечивается достаточным количеством средств навигационного оборудования. В наиболее важных пунктах установлены маяки с дальностью видимости более 20 миль; при некоторых маяках имеются радиомаяки.
Районы с особым режимом плавания. Вблизи берегов Греции и Италии имеются районы, запретные для плавания, лова рыбы и постановки на якорь, а также бывшие опасные от мин районы.
Порты и якорные места. Наиболее значительными портами Греции в Ионическом море являются Керкира, Аргостолион и Закинтос на Ионических островах, порт Патры и гавань Каламе у полуострова Пелопоннес.
У юго-восточного берега Италии и острова Сицилия имеется много больших и малых портов; некоторые из них, такие, как Таранто, Мессина, Катания и Палермо, относятся к крупнейшим портам Средиземного моря.
Ремонтные возможности и снабжение. Капитальный ремонт судов можно произвести в порту Палермо, а средний – в порту Мессина. Для мелкого ремонта суда могут зайти в порты Катания, Кротоне, Марсала и Трапани.
Жидкое топливо можно получить в портах Патры, Керкира, Галлиполи, Кротоне, Катания, Мессина, Аугуста, Марсала, Палермо и в гаванях Реджо-ди-Калабрия, Термини-Имересе, Ликата.
Лоцманская служба. Лоцманская проводка почти во все порты описываемого района обязательна; исключение, как правило, делается для судов валовой вместимостью до 1415 м3 (500 р.т.).
Греция. Как правило, лоцманская проводка судов во все порты, имеющие лоцманские станции, обязательна.
Италия. По прибытии в район, в котором установлена обязательная лоцманская проводка, на судна должен быть поднят сигнал для вызова лоцмана.
Спасательная служба у западного побережья Греции организуется портовыми властями в портах Керкира, Патры, Превеза, в гаванях Каламе и Пилос, а также в районе больших островов.
У побережья Италии спасательная служба имеет своих представителей во всех итальянских портах и осуществляет спасательные работы совместно с рыболовными и другими судами.
Навигационная информация. В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометеорологические сведения и навигационные извещения мореплавателям.
Сообщение и связь. Сообщение между портами, гаванями и некоторыми населенными пунктами Греции и Италии поддерживается местными каботажными судами.
Юго-Западная часть Средиземного моря
Глубины, рельеф дна и грунт. Вокруг Пелагских островов и вблизи острова Пантеллерия рельеф дна ровный, и глубины от их берегов увеличиваются постепенно. В северной части Тунисского пролива и у берегов Африки глубины неравномерные. К SO от острова Пантеллерия находится впадина с глубинами более 1000 м. Среди больших глубин имеется много банок кораллового или вулканического происхождения, глубины над которыми незначительные; отдельные банки покрыты песком. Наибольшую опасность для судов представляет обширная банка Скерки, с наименьшей глубиной 0,3 м, находящаяся на подходе к Тунисскому проливу с запада.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16