По подсчетам Минэкономики Украины, введение таких скидок удешевляет перегрузочные работы с транзитными грузами: зерновыми - на 10-24%, металлопродукцией - на 30-40%, углем - на 42-47%, продукцией химической промышленности - почти вдвое. Между тем такие скидки установлены лишь для 9 портов, что явно противоречит условиям осуществления экономической конкуренции.
Таблица 5. Изменения в структуре транзитных грузов, переработанных в МТП Украины за 2006-2009 гг. (тыс. т)
Показатели
Годы
2009 г. в
2006
2007
2008
2009
% к 2006 г.
Грзы(всего)…………… уголь…………………… удельный вес (%)….
43455,3
51943,2
51357,2
36287,5
83,5
12476,2
12178,7
11629,0
8062,4
64,6
28,7
23,4
22,6
22,2
-6,5 п. п.
нефть…………………… удельный вес (%)….
8368,0
10612,2
10443,0
5517,4
65,9
19,3
20,4
20,3
15,2
-4,1 п. п.
нефтепродукты удельный вес (%)….
1493,6
2794,3
5916,8
5158,2
345,4
3,4
5,4
11,5
14,2
10,8 п. п.
химические…………. удельный вес (%)….
7519,0
8339,2
6332,3
4645,7
61,8
17,3
16,1
12,3
12,8
-4,5 п. п.
руда……………………. удельный вес (%)….
4173,7
4864,8
3162,5
3905,0
93,6
9,6
9,4
6,2
10,8
1,2 п. п.
черные металлы удельный вес (%)….
4115,6
4013,1
4884,3
3529,3
85,8
9,5
7,7
9,7
0,2 п. п.
зерновые……………… удельный вес (%)….
1593,6
3249,4
2687,9
2088,8
131,1
3,7
6,3
5,2
5,8
2,1 п. п.
другие…………………. удельный вес (%)….
3715,8
5891,5
6301,4
3380,7
91,0
8,6
11,3
9,3
0,7 п. п.
Впрочем, даже такие меры способствовали существенному снижению темпов падения объемов транзитных грузовых перевозок в МТП Украины, что стало основанием для продления срока их действия до конца 2010 г.
На наш взгляд, приведенная ситуация еще раз подтверждает актуальность и целесообразность введения в Украине независимого регулятора транспортных перевозок (Национальной комиссии регулирования транспорта), которое бы могло позволить принимать меры по совершенствованию тарифной политики на транспорте, упрощению механизмов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины для морского сообщения, а также поощрению общих и транзитных грузоперевозок через ее территорию. Проект соответствующего закона подготовлен Минэкономики Украины и представлен в Верховную Раду Украины. Конечно, он не поддерживается отраслевым ведомством, усматривающим в нем опасность определенной утраты своих «полномочий». Именно поэтому очень важно, чтобы при формировании устава и полномочий этого нового государственного органа исключалось влияние на величину тарифов со стороны не только Минтранссвязи Украины, но и крупных собственников груза - металлургии, угольной отрасли, АПК и др.
Возвращаясь к операциям с транзитными грузами в МТП Украины, следует отметить, что наше государство теряет не только объемы переработки транзитных грузов - оно все больше уступает свои позиции на рынке транспортных услуг в целом, о чем свидетельствуют опережающие темпы наращивания импорта транспортных услуг по морским грузовым перевозкам по сравнению с их экспортом, а также соотношение этих показателей, в котором уже в 2008 г. импорт превысил экспорт (см. табл. 6).
Таблица 6. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг грузовым морским транспортом Украины за 2000-2008 гг. (млн. дол.)
Доля в общем экс-
Доля в общем импорте
Соотношение экспорта и
Экспорт
порте транспортных
Импорт
транспортных услуг (%)
импорта транс портных
услуг (%)
услуг
2000
79,96
2,74
19,44
7,69
4,11:1
2001
43,18
1,46
7,39
3,24
5,84:1
2002
60,19
1,78
9,49
3,57
6,34:1
2003
71,50
2,03
3,59
1,10
19,92:1
2004
64,22
1,59
3,78
0,83
16,99:1
2005
59,2
1,32
39,2
6,25
1,51:1
59,5
1,11
27,6
3,50
2,16:1
1,08
19,5
0,44
3,38:1
57,7
0,76
73,5
4,43
0,78:1
Темп (%)
72,2
-1,98 п. п.
378,1
-3,26 п. п.
X
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5