Рефераты. Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины






По подсчетам Минэкономики Украины, введение таких скидок удешевляет перегрузочные работы с транзитными грузами: зерновыми - на 10-24%, металлопродукцией - на 30-40%, углем - на 42-47%, продукцией химической промышленности - почти вдвое. Между тем такие скидки установлены лишь для 9 портов, что явно противоречит условиям осуществления экономической конкуренции.


Таблица 5. Изменения в структуре транзитных грузов, переработанных в МТП Украины за 2006-2009 гг. (тыс. т)

Показатели

Годы

2009 г. в


2006

2007

2008

2009

% к 2006 г.

Грзы(всего)…………… уголь…………………… удельный вес (%)….

43455,3

51943,2

51357,2

36287,5

83,5


12476,2

12178,7

11629,0

8062,4

64,6


28,7

23,4

22,6

22,2

-6,5 п. п.

нефть…………………… удельный вес (%)….

8368,0

10612,2

10443,0

5517,4

65,9


19,3

20,4

20,3

15,2

-4,1 п. п.

нефтепродукты удельный вес (%)….

1493,6

2794,3

5916,8

5158,2

345,4


3,4

5,4

11,5

14,2

10,8 п. п.

химические…………. удельный вес (%)….

7519,0

8339,2

6332,3

4645,7

61,8


17,3

16,1

12,3

12,8

-4,5 п. п.

руда……………………. удельный вес (%)….

4173,7

4864,8

3162,5

3905,0

93,6


9,6

9,4

6,2

10,8

1,2 п. п.

черные металлы удельный вес (%)….

4115,6

4013,1

4884,3

3529,3

85,8


9,5

7,7

9,5

9,7

0,2 п. п.

зерновые……………… удельный вес (%)….

1593,6

3249,4

2687,9

2088,8

131,1


3,7

6,3

5,2

5,8

2,1 п. п.

другие…………………. удельный вес (%)….

3715,8

5891,5

6301,4

3380,7

91,0


8,6

11,3

12,3

9,3

0,7 п. п.


Впрочем, даже такие меры способствовали существенному снижению темпов падения объемов транзитных грузовых перевозок в МТП Украины, что стало основанием для продления срока их действия до конца 2010 г.

На наш взгляд, приведенная ситуация еще раз подтверждает актуальность и целесообразность введения в Украине независимого регулятора транспортных перевозок (Национальной комиссии регулирования транспорта), которое бы могло позволить принимать меры по совершенствованию тарифной политики на транспорте, упрощению механизмов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины для морского сообщения, а также поощрению общих и транзитных грузоперевозок через ее территорию. Проект соответствующего закона подготовлен Минэкономики Украины и представлен в Верховную Раду Украины. Конечно, он не поддерживается отраслевым ведомством, усматривающим в нем опасность определенной утраты своих «полномочий». Именно поэтому очень важно, чтобы при формировании устава и полномочий этого нового государственного органа исключалось влияние на величину тарифов со стороны не только Минтранссвязи Украины, но и крупных собственников груза - металлургии, угольной отрасли, АПК и др.

Возвращаясь к операциям с транзитными грузами в МТП Украины, следует отметить, что наше государство теряет не только объемы переработки транзитных грузов - оно все больше уступает свои позиции на рынке транспортных услуг в целом, о чем свидетельствуют опережающие темпы наращивания импорта транспортных услуг по морским грузовым перевозкам по сравнению с их экспортом, а также соотношение этих показателей, в котором уже в 2008 г. импорт превысил экспорт (см. табл. 6).


Таблица 6. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг грузовым морским транспортом Украины за 2000-2008 гг. (млн. дол.)



Доля в общем экс-


Доля в общем импорте

Соотношение экспорта и

Годы

Экспорт

порте транспортных

Импорт

транспортных услуг (%)

импорта транс портных



услуг (%)



услуг

2000

79,96

2,74

19,44

7,69

4,11:1

2001

43,18

1,46

7,39

3,24

5,84:1

2002

60,19

1,78

9,49

3,57

6,34:1

2003

71,50

2,03

3,59

1,10

19,92:1

2004

64,22

1,59

3,78

0,83

16,99:1

2005

59,2

1,32

39,2

6,25

1,51:1

2006

59,5

1,11

27,6

3,50

2,16:1

2007

65,9

1,08

19,5

0,44

3,38:1

2008

57,7

0,76

73,5

4,43

0,78:1

Темп (%)

72,2

-1,98 п. п.

378,1

-3,26 п. п.

X

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.