Введение
Тема работы «Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, перспективы для Украины».
В работе рассмотрено место и роль транзита грузов через морские торговые порты Украины в экономическом развитии государства, проанализированы причины уменьшения транзита, ухудшение его структуры, раскрыты пути увеличения объемов грузовых транзитных перевозок в ближайшей перспективе.
Транспортный комплекс является важной составляющей в структуре национальной экономики, фактором реализации имеющегося у Украины геостратегического потенциала и роста ее роли в международном разделении труда.
Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины
Доля объемов продукции предприятий транспорта и связи в ВДС страны составляет 11%, а удельный вес их основных средств производства в общей стоимости производственного потенциала по первоначальной стоимости - 38,4% и по остаточной - 17% (к концу 2008 г. уровень изношенности основных средств производства транспортной отрасли достиг 84,4%). В структуре транспортного комплекса Украины доля морского транспорта по среднесписочной численности работников занимает 10,5%, в экспорте транспортных услуг - 17,1%. в общем объеме перевозок грузов - 0,4% (по данным 2008 г.). В том же году в морских торговых портах (МТП) было переработано 169,6 млн. т грузов, 66,3 млн. т (или 39%) из которых составляли транзитные. По географии происхождения (отправки) транзитных грузов 93,1% приходятся на страны СНГ (в том числе 67,1% - на РФ, 21,6% - на Казахстан и 3,1% - на Беларусь), 2,1% - на страны ЕС, 1,8% - на страны Азии и 2,3% - на страны Америки.
Приведенное территориальное разделение транзитных грузов по географии происхождения является достаточно устойчивым, тогда как их объемы изменяются под влиянием разнообразных экономических и политических причин, среди которых в последние годы ведущую роль сыграл мировой финансово-экономический кризис. Под его влиянием в Украине в 2009 г. объемы транзитных перевозок грузов морским транспортом сократились до 1,94 млн. т (или на 44,4% по сравнению с 2008 г.), их доля в общих перевозках транзитных грузов - с 1,1% до 0,6%, объемы переработки транзитных грузов - на 21,4%, а количество переработанных контейнеров - на 60%, что в целом значительно превышает аналогичные показатели уменьшения транзита в других черноморских странах (см. табл. 1).
Вообще, когда мы анализируем положение дел в отношении операций с транзитными грузами, то следует иметь в виду, что МТП (как и другие объекты транспорта) могут непосредственно заниматься перевозками транзитных грузов (см. табл. 2) или их переработкой (касается, прежде всего, водного транспорта). При этом, как утверждают эксперты, сегодня подавляющее большинство (97%) мировых торговых связей осуществляется морем.
Таблица 1. Влияние финансово-экономического кризиса на объемы ВВП и переработки контейнеров в портах отдельных черноморских стран
Страны
Годы
ВВП (млрд. дол.) (по ППС)
Реальный годовой прирост ВВП (%)
ВВП на душу населения (дол.)
Переработано контейнеров (тыс. TEU)
Прирост объемов контейнерной переработки (%)
Болгария
2008
93,6
6
12341
192
20,4
2009
92,6
-7
12296
151
-21
Грузия
21,4
7,8
4863
254
33,8
21,8
-4
4957
203
-20
Румыния
270,3
7,1
12580
1381
5,8
261,6
-4,1
12214
966
-30
Российская
2260,9
15922
462
41,9
Федерация
2145,8
-6,5
15176
312
-33
Украина
336,9
5,7
7347
1253
28,5
312,8
-8
6873
496
-60
Таблица 2. Динамика перевозок Украиной транзитных грузов в 2006-2009 гт. по видам транспорта (млн. т)
Виды транспорта
Темп
2006
2007
(%)
объем
удельный вес (%)
Автомобильный
1,6
0,7
4,5
4,9
1,5
3,4
1,0
212,5
Железнодорожный
75,1
33,7
99,9
25,8
93,4
28,7
63,6
18,9
84,7
Морской
2,5
1,1
2,7
3,5
1,9
0,6
76,0
Трубопроводный.
143,7
64,5
279,8
72,3
223,5
68,7
267,8
79,5
186,4
Вместе
222,9
100
386,9
325,3
151,1
Динамику переработки грузов в МТП Украины в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом отражают данные таблицы 3.
Привлекает внимание большая пестрота темпов падения или роста транзита по разным отечественным МТП (см. табл. 4), что может объясняться не только географией их расположения, но и уровнем технической оснащенности, тарифной политикой, степенью организованности работ.
Среди крупных МТП Украины в 2009 г. наибольшие потери транзитных грузов понесли Николаевский (на 32,3%), Измаильский (на 35,2%), Одесский (на 36,7%) и Мариупольский (на 45,9%). Лучше, чем в среднем по отечественным МТП, ситуация была в Ренийском (на 28,1%), Ильичевском (на 22,1%) и Керченском (на 12,6%), а в Феодосийском наблюдался даже рост объемов переработки транзитных грузов. В этом порту свыше 99,9% транзита составили нефть и нефтепродукты, хотя с 2006 г. здесь многое сделано для приема крупных грузовых судов - в частности, сооружены причалы глубиной 11 м, что позволяет принимать и обрабатывать различные навалочные и тарно-штучные грузы. В Одесском порту доля наливных грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов) в общем транзите тоже достигла свыше 80%, тарно-штучных (металлов и металлопродукции) - 15%, а сыпучих (сахара, хлебных) - 4,8%. По номенклатуре грузов, проходящих через МТП Украины транзитом, на первом месте - сыпучие (17815,2 тыс. т, или 49,1%), а на втором - наливные (13670 тыс. т, или 37,7%); далее идут тарно-штучные грузы (4802,3 тыс. т, или 13,2%) (см. табл. 5). Привлекают внимание уменьшение доли угля и нефти, поступающих преимущественно из РФ, и рост удельного веса нефтепродуктов. Это свидетельствует об изменениях в политике этой страны, где сегодня стимулируется вывоз продуктов переработки нефти вместо сырья.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5