Рефераты. Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины






Среди МТП Украины своей масштабностью выделяются те, которые формируют так называемую «Большую Одессу» (Одесский, Ильичевский, «Южный»). Поданным 2008-2009 гг., их общая доля в переработке транзитных грузов составляет почти 2/3 (около 64,5%) всех переработанных в Украине транзитных грузов. Именно «Большая Одесса» (с учетом направлений грузопотоков) может составить реальную конкуренцию румынской Констанце, если в названных портах и дальше будут осуществляться техническая модернизация и развитие контейнерных терминалов, совершенствоваться система экономических отношений с заказчиками перевозок (прежде всего, через тарифную политику), укрепляться мощности железнодорожных станций, обслуживающих порты. Именно при таких условиях в Украине может быть прекращен дальнейший спад общих объемов переработки грузов (и в том числе транзитных).


Таблица 3. Динамика переработки грузов на водном транспорте (в том числе перевалки) (тыс. т)

Показатели

Государственные МТП

Речные порты

Морские рыбные порты

Другие предприятия

Вместе


2009 г.

% к 2008 г.

2009 г.

% к 2008 г.

2009 г.

% к 2008 г.

2009 г.

% к 2008 г.

2009 г.

% к 2008 г.

Переработано (всего)

121004,4

88

4430

36,7

4713,9

109,6

32198,2

105

162346,5

87,9

экспорт

72573,9

133,3

1275,4

68,7

1912,9

112,9

13722,7

126,9

89484,9

114,1

импорт

7543,1

48,9

132,9

14,9

958,7

150

4400,8

85

13035.5

58,9

транзит

37196,8

70,6

146,7

76,8

1741,3

95,3

13226,3

111,9

52311,1

78,6

каботаж

3509,3

66

2794,7

31,2

99,7

74,2

709,2

2,6

7112,9

41,4

Грузы, не связанные











с морским и речным











грузооборотами

181,3

89,9

80,3

51,8

1,3

25,5

139,2

1,9

402,1

92,7


Как утверждают аналитики, недостатки существующей в Украине тарифной системы тормозят рост транзитных перевозок. В частности, в 2008 г. тарифы на осуществление погрузочно-разгрузочных работ в портах были повышены на 43,96%, а размеры целевых портовых сборов - на 58%. В целом стоимость судозахода в украинские порты стала в среднем в 1,5-2 раза выше, чем в портах других стран Черноморского бассейна. С одной стороны, это способствовало сохранению отечественных портов как функциональных единиц, а с другой - стимулировало направление транзитных грузов (да и в целом грузопотока) в порты других государств. Так, если за 2009 г. в украинских портах объемы переработки грузов сократились на 13,2%, то в российских грузооборот вырос на 9,2%, а в южном бассейне РФ - на 13,7%. Из общих объемов российских грузов, в 2009 г. прошедших через порты РФ, Украины и Балтии (597,13 млн. т), через российские порты транспортировано 496,42 млн. т (или 83,1%, тогда как в 2008 г. - 79,6%). Следовательно, мы наблюдаем концентрацию перевозок грузов Российской Федерации в ее национальных портах и уменьшение - в иностранных. Такая же» картина наблюдается и с чисто внешнеторговыми российскими грузами: в 2009 г. через порты Российской Федерации их перевезено 82% (тогда как в 2008 г. - 78,5%), а через украинские - 6,6% (тогда как в 2008 г. - 10%) (сокращение произошло практически по всем важнейшим грузовым группам). Остальные грузы прошли через порты Балтики, где соответствующие объемы уже почти вдвое превышают украинские, проявляя тенденцию к дальнейшему росту.

Нельзя исключить, что повышение Украиной тарифов и других портовых сборов активизировало действия РФ по наращиванию темпов развития мощностей по переработке грузов в портах Новороссийск, Тамань, Темрюк, Железный Рог и др. По нашему убеждению, это является угрозой для МТП Украины с учетом дальнейшего сокращения объемов переработки российских транзитных грузов. Ведь, по экспертным данным, лишь за первые 9 месяцев 2009 г. украинские МТП утратили 12,4 млн. т таких транзитных грузов. Можно лишь надеяться на то, что новая страница в украинско-российских экономических отношениях, начало которой положено в 2010 г., будет способствовать уменьшению направления грузопотока РФ от портов Украины. В этом контексте следует отметить, что только в сентябре 2009 г. был издан приказ Минтранссвязи Украины о поощрении собственников грузов к транзитным перевозкам через морскую территорию Украины на основании введения к установленным в предыдущем году аккордным ставкам скидок в размере 18-50%.


Таблица 4. Динамика транзита в МТП Украины за 2008-2009 гг. (тыс. т)

Наименования портов

2009 г.

% к 2008 г.

Бердянский…………………. Белгород-Днестровский

86,6

32,8


9,5

54,6

Евпаторийский……………. Измаильский………………. Ильичевский………………. Керченский…………………. Мариупольский…………… Николаевский……………… Одесский……………………. «Октябрьский»……………. Ренийский…………………… Севастопольский…………. Скадовский…………………. Феодосийский……………. Херсонский…………………. «Южный»……………………. Всего………………………….

164,4

92,9


1430,4

64,8


3628,9

77,9


2921,2

87,4


1627,3

54,1


3095

67,7


11003,5

63,3


27,9

45,4


1777,5

71,9


27,9

22,9


119,6

79,2


1560

132


242,2

43,2


8576

78


36287,5

70,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.