Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются постоянным расширением хозяйственных связей и международной экономической кооперации. Поэтому приоритетным направлением в политике развитых стран стали интеграционные процессы, которые предусматривает создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Это обуславливает постоянное возрастание транснациональных потоков и международного транзита грузов. Для многих государств перевозки транзитных грузов через свою территорию стало важным источником экспорта услуг, валютных поступлений в бюджет, создание дополнительных рабочих мест. Вопрос развития транзита сядут видное место в европейской транспортной политике. Подтверждением этого есть развитие международных транспортных коридоров на основных направлениях транснациональных перевозок.
Выгодное географическое положение Украины на пути основных транзитных потоков между Европой и Азией, наличие незамерзающих черноморских портов, развитой сети железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов в широтных и меридиональных направлениях создает все необходимые предпосылки для увеличения объемов транзита грузов.
В связи с будущим присоединением Украины к Мировой организации торговли обеспечение свободного транзита грузов и его развитие будут оказывать содействие повышению эффективности внешней торговли, равноправному вхождению Украины к системе международного разделения труда, созданию стабильного источника валютных поступлений бюджет. На современном этапе увеличения объемов международного транзита территорией Украины может стать важным фактором стабилизации и структурной перестройки ее экономики. При этом следует учитывать, что транзит как вид экспорта транспортных услуг есть одним из наиболее эффективных, а инвестиции в эту сферу транспортной деятельности дают быструю отдачу.
Как свидетельствует международная практика, эффективное функционирование транзитной системы зависит от национального законодательства, которое отвечает общепринятым международным нормам, его стабильности, оптимальной тарифно-ценовой и налоговой политики в этой сфере, развитой транспортной инфраструктуры международного значения и оборудованных на высокому техническому равные пунктов пропуска через границы, использование прогрессивных, построенных на логистических принципах технологий перевозок и переработки грузов, современных систем организации документооборота, расчетов, информационного обеспечения.
Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры дают возможность каждый год перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять трубопроводным транспортом близко 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 %, а на транспорте общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50 %.
По оценкам международных экспертов ООН и ЕС и прогнозами Совета по изучению продуктивных сил Национальной академии наук Украины, до 2010 года можно ожидать увеличение товарообмена за направлениями европейской вехе "Север - Юг" на 25-30, евразийской - на 30-35 %.
В связи с этим возможно соответствующее увеличение транзитных перевозок территорией Украины. Прогнозные оценки их объемов в 2005-2010 годах приведен в табл.4.1.
Таблица 4.1.Объемы транзитных перевозок территорией Украины, млн. тонн |Годы |Вид транспорта |Всего | | |железнодорожный|автомобильный |трубопроводный | | |1995 |40 |2,3 |152,1 |194,5 | |1996 |30,7 |3,2 |168,9 |202,8 | |1997 |32,2 |2,8 |163,3 |198,3 | |1998 |33,2 |2,2 |169,8 |205,2 | |1999 |33,3 |2,1 |162,9 |198,3 | |2005 |41,1 |3,5 |178 |222,6 | |(прогноз) | | | | | |2010 |47 |5 |195 |247 | |(прогноз) | | | | |
Транспортная система страны в основном способна обеспечить такое возрастание транзитных перевозок. Тем не менее, несоответствие показателей транзитных перевозок в Украине международным требованиям относительно скорости, непрерывности, целости грузов, тарифов и цен на услуги не обеспечивает не только их возрастание, а и стабилизации при существующих объемах.
Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов в Украине, состоят в неустроенности системы контроля грузов на границе и взыскание собрания, высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе информационного, обслуживание на пути транзита, отсутствия комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание.
Эти проблемы и призванная решить общегосударственная Комплексная программа утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах (далее - Программа), направленная на обеспечение интеграции Украины в европейскую и мировую экономические системы. Принятие такой Программы обуславливается необходимостью проведения единой транзитной политики на общегосударственном и региональном уровнях (18 областей Украины, а также Автономная Республика Крым и город Севастополь есть пограничными), координации деятельности министерств, других органов центральной исполнительной власти, значительными объемами научных исследований и капиталовложений для модернизации инфраструктуры транзита.
Положениями Программы учтены международные требования к обеспечению свободного транзита грузов, опыт европейских государств в организации транзитных перевозок.
II. Цель и основные направления Программы
Целью Программы является оптимальное использование имеющееся и дальнейшее развитие транзитного потенциала Украины путем создания благоприятных условий для участников транзитных перевозок, увеличение валютных поступлений от экспорта транспортных и других услуг.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение транзита грузов территорией Украины, адаптацию национального законодательства к международному транспортному праву, технико-технологическую модернизацию транспортной инфраструктуры международного значения и пунктов пропуска через государственную границу Украины, усовершенствование тарифно-ценовой и налоговой политики в сфере международного транзита, внедрение логистических технологий в организацию транзитных грузовых, информационных и финансовых потоков, а также государственное стимулирование привлечения дополнительных объемов грузов к транзиту через Украину.
Основными направлениями Программы являются следующие:
. создание правовых основ дальнейшего развития транзитных перевозок грузов;
. поэтапный переход на принципы международной транспортной и таможенной политики в сфере транзита грузов;
. приведение технического состояния основных транзитных линий, терминалов, пунктов пропуска через государственную границу Украины к уровню, который обеспечивает соблюдение на этих объектах международных технико-эксплуатационных, коммерческих и экологических требований;
. внедрение новых технологий организации перевозок и пропуска грузов через государственную границу Украины, развитие смешанных (комбинированных) перевозок, обеспечение четкой координации деятельности всех участников транзита;
. проведение взвешенной тарифно-ценовой политики, которая бы оказывала содействие повышению конкурентоспособности транзитных услуг в Украине и привлечении дополнительных транзитных грузовых потоков;
. развитие международного сотрудничества в сфере транзитных перевозок;
. создание экономических механизмов стимулирования развития транзита.
III. Этапы выполнения Программы
Программа будет выполняться поэтапно.
На первом этапе (2002-2005 года) предполагается выполнить задачи на таких направлениях:
. нормативно-правовое обеспечение транзита грузов через
Украину, приведение национального законодательства в соответствие с международными транспортными соглашениями и конвенциями;
. устранение технических барьеров на пути транзита грузов и прежде всего "узких" мест на маршрутах международных транспортных коридоров и в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
. усовершенствование тарифно-ценового и налогового регулирования для стимулирования транзита;
. завершение работ из создания в полном объеме системы учета, анализа и прогнозирования транзитных перевозок;
. улучшение подготовки и повышение квалификационного уровня кадров в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности.
На втором этапе (2006-2010 года) предполагается выполнить задачи на таких направлениях:
. обеспечение перехода в основном на технические и экологические стандарты, которые отвечают европейским требованиям к подвижному составу и инфраструктуры международного транзита;
. внедрение современных информационных транспортных систем, интеграция их в общеевропейские;
. пополнение современным подвижным составом транспортно- дорожного комплекса, осуществление реконструкции и развитие систем магистрального трубопроводного транспорта;
. широкое внедрение на базе новых информационных технологий принципов транспортной логистики.
ІV. Основные задачи утверждения Украины как транзитного государства
1. Государственное регулирование в сфере международного транзита
Государственная политика в сфере международного транзита будет осуществляться на принципах обеспечения свободного, безопасного и беспрепятственного пропуска товаров, пассажиров и транспортных средств территорией Украины, гарантии прав участников транзита, создание надлежащих условий потребителям транзитных услуг. Реализацию этих принципов обеспечат:
1) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и функционированием товарораспределительных (логистических) центров:
. разработка и внедрение проектов законов Украины о транспортно- экспедиционной деятельности, об источниках финансирования эксплуатации внутренних водных путей, про смешанные
(комбинированные) перевозки, об электронных документах и электронном документообороте, про электронную цифровую подпись и Кодекса внутреннего водного транспорта;
. разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам осуществления таможенно-брокерской деятельности в пунктах пропуска через государственную границу Украины, регламентирование порядка пересечения государственной границы
Украины транзитными грузами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12