Рефераты. Экспортный и транзитный потенциал Украины






p> Экспорт услуг. В минувшем году Украина предоставляла услуги более чем
150 странам. Общий объем их экспорта составил около $3,6 млрд., сократившись на $206 млн. по сравнению с 1999-м. Львиную долю (85%) в общем объеме экспорта услуг составляют транспортные услуги. А 60% из них ($1,8 млрд.) приходится на транзит российских энергоносителей. О прочих сегментах экспорта как-то и говорить неудобно. Экспорт компьютерных услуг в 1999 году составил всего $4 млн. (0,1% общего объема). На международном рынке технологий Украина почти не представлена — лицензионные услуги составили лишь $3,9 млн. В общем, экспорт услуг пока что напоминает улицу, а точнее трубу с односторонним движением.

Рынки капиталов. По данным официальной статистики, Украина практически не инвестирует в экономики других стран: в 1999 году украинские инвесторы официально вложили в зарубежную экономику лишь $9,6 млн. (за все годы независимости — около $100 млн.). Официальные данные далеки от реальности, ибо, по оценкам экспертов, сумма валюты, незаконно оказавшейся на счетах в иностранных банках, достигает $20 млрд. Ситуация парадоксальная! Являясь де- факто довольно крупным экспортером капитала, Украина ведет изматывающе- унизительные переговоры с МВФ в надежде получить кредитные транши, несопоставимые с суммами, уплывающими из страны за рубеж. Не имея средств для развития собственной экономики, страна (легально и нелегально) кредитует богатые государства, скатываясь под откос с международной трассы капиталов…

За последние годы существенно изменились географические координаты внешнеторгового курса Украины. Этот процесс имел в большей степени стихийный характер. Русла товарных потоков постепенно переориентировались от постсоветских стран в другие регионы мира. Так, по сравнению с 1992 годом, доля стран СНГ в экспорте товаров уменьшилась почти вдвое (рис.1.3).

[pic]

Рисунок 1.3. Географическая структура экспорта

В 1999 году основными импортерами украинских товаров (вне СНГ) были
Китай (6,3%), Турция (5,8%), Германия (4,8%) и Италия (4%). На протяжении
1996—1999 годов объемы поставок украинских товаров в эти страны постепенно росли.

Резкое падение экспорта — более чем вдвое — произошло на российском (на
$3,2 млрд.) и белорусском (на $377 млн.) направлениях. Причем в торговом балансе со странами бывшего СССР на дефицит, тогда как с остальными государствами увеличивается положительное сальдо внешней торговли. Впрочем, не следует преувеличивать положительный аспект этого процесса — уменьшение отрицательного сальдо торговли товарами было достигнуто благодаря опережающему сокращению импорта, а не увеличению экспорта. Так что особых оснований для оптимизма нет.

Вдобавок, как мы уже отмечали, значительная часть валютной выручки от продажи отечественных товаров на западных рынках расходуется на оплату российских энергоносителей. Плюс ко всему российская доля импортных поставок в Украину достигает почти 50%! Таким образом, сохраняется критическая зависимость украинской экономики от внутренних процессов в соседнем государстве. Стало быть, есть смысл говорить и о диверсификации импортных источников.

На протяжении последних четырех лет сформировалась стабильная группа основных торговых партнеров Украины, потребляющих более 50% ее экспорта — это Россия, Китай, Турция, Германия, Италия, США, Беларусь и Польша.
Лидерами остаются Россия и Китай: объемы импорта украинских товаров в 1999 году составили $2,4 млрд. и $730 млн. соответственно.

Незначительное (на $582 млн.) увеличение экспорта в страны ЕС и в США лишь частично компенсировало падение экспорта в Россию (на $3,2 млрд.).
Любопытно, что, несмотря на бурные проявления политической дружбы Киева с
Варшавой, наметилось явное сокращение присутствия Украины на рынках Польши
(спад экспорта за три года на 16,9%)…

Таким образом, за годы независимости произошла значительная географическая диверсификация украинского экспорта, и в целом это фактор положительный. Однако сокращение экспорта в страны СНГ (в первую очередь в
Россию) не удалось компенсировать наращиванием экспорта на новые рынки.

На международных рынках Украина внешне напоминает суетливого провинциального хитрована-продавца, остервенело торгующегося и хватающего прохожих за рукава в надежде побыстрее «всучить» малоходовой товар.

Но — нет! Мы вовсе не закоренелые неудачники с задних рядов. Просто сегодня, к сожалению, на развитие внешней торговли Украины доминирующее влияние оказывает группа негативных факторов.

Низкая конкурентоспособность производителей товаров и услуг. Во-первых, украинская продукция чрезвычайно энергоемка из-за износа основных фондов и устаревших технологий. На $1 ВВП Украина расходует в 5,5 раза больше энергоресурсов, чем государства Центральной и Восточной Европы, и в 12 раз больше, чем страны Организации экономического сотрудничества и развития. Во- вторых, мизерный внутренний спрос резко ограничивает использование имеющихся производственных мощностей; в результате увеличиваются затраты предприятий на единицу продукции. В-третьих, многие крупные предприятия, словно обессиленные атланты, удерживают на своем балансе огромные мобилизационные мощности и объекты социальной сферы (детские садики, жилые дома, больницы, санатории и т.д.). Это увеличивает себестоимость конечной продукции. Потому и неудивительно, что цены на отдельные виды украинской продукции на 30—70% превышают цены международных рынков. В-четвертых, действующие схемы финансирования экспорта все еще далеки от совершенства.
Высокие процентные ставки на кредитном рынке Украины, ограниченный доступ к
«длинным» кредитам приводят к тому, что для украинских экспортеров финансовые ресурсы сегодня обходятся в 6—10 раз дороже, чем для их западных конкурентов. В-пятых, эффективность управления предприятия явно не соответствует стандартам современного менеджмента — судорожное приспосабливание под текущую экономическую конъюнктуру подменяет долгосрочную стратегию развития. (Кстати, результаты опросов, проведенных на 21 предприятии-экспортере, показали, что операционные затраты составляют в Украине около 40%, тогда как в развитых странах — 3— 5%). О действенных механизмах продвижения продукции на внешние рынки, о дипломатической и политической поддержке наших экспортеров говорить пока трудно ввиду ограниченности ресурсов. Плюс ко всему разветвленная сеть сбытовых и сервисных центров за границей практически не создана.

Неразвитость базовых институтов рыночной экономики. Государство пока не смогло создать условия для повышения конкурентоспособности национального бизнеса. Создание режима искусственного благоприятствования отдельным субъектам хозяйствования формирует «виртуальную» экономическую реальность, что приводит к печальным результатам (достаточно вспомнить СП
«АвтоЗАЗ—Daewoo»). Украинским экспортерам весьма непросто конкурировать на внешних рынках в условиях неопределенности прав собственности и правил ведения бизнеса, ибо в стране до сих пор не приняты рыночные Земельный и
Гражданский кодексы.

Приватизация по-украински также не привела к созданию армии реальных платежеспособных собственников — стратегических инвесторов, готовых вкладывать значительные средства в развитие производства.

Весьма слабы институты банковской и страховой систем. Схема государственного гарантирования кредитов оказалась неэффективной: по оценкам экспертов, не возвращены взятые под гарантии правительства кредиты на сумму свыше $2,5 млрд.

Для полноты картины стоит упомянуть и о крайне неприятной ситуации в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Например, отечественный рынок компьютерных программ более чем на 90% заполнен «пиратской» продукцией. Нередко научно-технические продукты продаются за бесценок, хотя коммерческий эффект от их внедрения мог бы принести сотни миллионов долларов США.

Несовершенство механизмов государственного регулирования. Отметим лишь некоторые болевые точки. Это, в первую очередь, нерациональная экспортная политика, то есть удивительная неспособность державы правильно определить структурные приоритеты внешней торговли. Это конфискационная налоговая политика и жестко-ограничительная денежно-кредитная политика, лишающие предприятия оборотного капитала и инвестиционных ресурсов для модернизации производства. Это не всегда прогнозируемая валютная политика, которая создает дополнительные риски для экспортеров. Это отсутствие стабильных правил государственного регулирования экспорта, которые бы минимизировали затраты предприятий на осуществление внешних торговых операций. Это…
Впрочем, и сказанного уже вполне достаточно.

Неразвитость рыночной инфраструктуры поддержки экспорта. Речь идет, прежде всего, об отсутствии надежных и эффективных систем финансирования, страхования экспорта, действенных механизмов продвижения товаров на международные рынки (в т.ч. применения офсетных схем), надежного технического сервиса и т. д.

Мир торговли суров и беспощаден. На обочину вылетают слабейшие, не успевшие на скорости перегруппироваться. Условия рыночного выживания неумолимо ужесточаются, и это нельзя не учитывать отечественным экспортерам.

Обостряется международная конкуренция. На перспективных и наиболее динамичных сегментах мирового рынка конкурируют хищно-зубастые западные транснациональные корпорации. В украинском заповеднике промышленно- финансовые группы едва проклевываются робкими птенчиками из толстой государственной скорлупы. Даже отдельные конкурентные выпады Украины
(например, проект АН-70) встречают мощнейшее блокирование транснациональных гигантов. Либерализация международной торговли после завершения уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ привела к новому витку конкуренции. Выход на международные рынки машин и оборудования новых конкурентов (Китай, Индия, Таиланд и др.) обостряет конкурентную борьбу и вытесняет заметно отстающие предприятия постсоветских государств.

Повышаются требования к технологическому уровню и качеству товаров.
Уровень конкурентоспособности продукции все больше определяется скоростью внедрения технологических новаций и гарантиями качества. Для Украины (с ее отсталой технологической базой) такая трансформация приоритетов представляет серьезную проблему. Нельзя не учитывать, что за последние 10 лет мы утратили значительную часть научно-технологического потенциала, а потому наверстать упущенное исключительно собственными силами более чем проблематично.

Политика протекционизма со стороны иностранных государств. Влиятельные страны Запада проводят политику государственного протекционизма, нередко прибегают к политическому давлению на конкурентов, прежде всего на рынках вооружений и высокотехнологической продукции (самолеты, оборудование для
АЭС и т. п.). Это ограничивает маневр отечественных производителей.
Правительство Украины не имеет эффективных рычагов влияния на эти процессы, а потому государственные структуры не в состоянии оказать серьезную поддержку отечественным компаниям в борьбе за крупные международные контракты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.