Рефераты. Экспортный и транзитный потенциал Украины






p> 15) обработка во время разработки Концепции сотрудничества стран СНГ относительно формирования общего транспортного пространства мероприятий, направленных на более активное использование транспортной инфраструктуры Украины для пропуска транзитных грузопотоков;

16) развитие международного транспортного и таможенного сотрудничества в сфере создания общих (объединенных) транзитных систем и объектов с целью ускорения доставки грузов и более активного использования транспортной инфраструктуры Украины иностранными собственниками грузов;

17) разработка проекта и реализацию Программы усиления координации работы таможен Украины и соседних государств и общего упрощения и модернизации процедур;

18) подготовку предложений относительно развития инфраструктурных сетей для включения в Программу TACІ из пограничного сотрудничества на 2000-2003 года;

19) решение вместе с соответствующими органами Русской Федерации комплекса экономических и политических вопросов с целью полное использование транзитного потенциала украинской транспортной системы;

20) расширение сотрудничества в сфере транзита в рамках европейских и мировых торговых, транспортных и экспедиторских организаций, а также с соседними странами с целью улучшения условий пропуска транзитных грузов.

V. Стоимость работ по выполнению программы и источники ее финансирования

С учетом ограниченных возможностей государственного бюджета и других источников финансирования, динамического формирования межгосударственных транспортно-экономических связей, конъюнктуры на международных товарных и фрахтовых рынках в Программе предоставляется преимущество финансированию за счет внебюджетного средства
(правительственный заем по программе Официальной Помощи Развития
(ОДР) Правительства Японии - ориентировочно 1 млрд. гривен), привлеченные кредиты, инвестиции, в том числе техническая помощь международных союзов и финансовых организаций (программа ЕС TACІS - 106 млн. гривен, кредиты ЕБРР - 375 млн. гривен и т.п.). Общая стоимость затрат в целому составляет около 31,2 млрд. гривен. Основная часть этих средств приходится на мероприятия, связанные с развитием транспортной инфраструктуры и, в частности, с проведением дорожных работ с целью повышения допустимых осевых погрузок и увеличение общей массы автопоездов на маршрутах международных транспортных коридоров к уровню европейских стандартов (за счет других источников финансирования -
5,75 млрд. гривен).

Основными источниками финансового обеспечения выполнения
Программы являются средства государственного и местных бюджетов, внебюджетные средства (привлеченные кредиты, инвестиции, в том числе техническая помощь международных союзов и финансовых организаций
(программа ЕС TACІS, кредиты EБРР и т.п.).

Источникb финансирования Комплексной программы утверждение Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах приведенные в табл.4.2.

Таблица 4.2. Состав источников финансирования «Программы утверждения
Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах», млн. грн.
|Источники |Первый этап (2002-2005 г.) |Второй |
|финансирования | |этап (2006|
| | |– 2010 г.)|
| |Всего |в том числе | |
| | |2002 год|2003 год|2004 год|2005 год| |
|Всего в том числе: |21425 |3884 |4427 |5561 |6553 |9761 |
| гос.бюджет |4573 |1003 |1205 |1206 |1158 |- |
| др.источники в т.ч.:|6852 |2881 |3322 |4354 |5395 |9761 |
| кредиты |1460 |100 |1120 |120 |120 |- |
| частные |10636 |1916 |2135 |2927 |3656 |6833 |
|средства | | | | | | |
| инвестиции|4756 |864 |966 |1306 |1619 |2928 |
|в т.ч.: | | | | | | |
| внутренние |2400 |400 |500 |700 |800 |1500 |
| иностранные |2356 |464 |466 |606 |819 |1428 |

Срок окупаемости от реализации задач первого этапа Программы в зависимости от направления и основных задач составляет от 4,5 до 7 лет, а капиталоемких - 12 лет. Коэффициент эффективности - 9 %.

Согласно проведенным расчетам, доходы от транзитных перевозок грузов
(без трубопроводного транспорта) возрастут почти на 600-700 млн. гривен на год, в том числе отчисления в бюджет - на 200-250 млн. гривен.
Экспертная оценка ожидаемой эффективности реализации Программы приведена в табл.4.3.

Таблица 4.3. Ожидаемая эффективность реализации Программы
|Показатели |Первый этап (2002-2005 г.) |Второй |
| | |этап (2006|
| | |– 2010 г.)|
| |В среднем|в том числе | |
| |за год | | |
| | |2002 год|2003 год|2004 год|2005 год| |
|Увеличение |350 |190 |230 |400 |500 |2500 |
|доходов, млн. грн | | | | | | |
|Увеличение |2-3 |2 |2,5 |3,0 |3,5 |15-20 |
|рентабельности, % | | | | | | |
|Дополнительная |140 |70 |90 |180 |220 |1250 |
|прибыль, млн. грн | | | | | | |
|Дополнительные |59 |30,0 |38,0 |75,0 |93,0 |525 |
|поступления в | | | | | | |
|бюджет, млн. грн | | | | | | |
|Коэффициент |0,17 |- |- |- |- |0,43 |
|эффективности | | | | | | |

Реализация проектов и мероприятий по развитию транзитного потенциала трубопроводного транспорта будет осуществляться по отдельным программам. Итак, указанные показатели включают лишь затраты на развитие системы трубопроводного транспорта в сумме 12,8 млрд. гривен, которая будет составлять 59 % от всей стоимости затрат, затраты на развитие автомобильного транспорта - 7,7 млрд. гривен (35 % от стоимости программы) с учетом увеличения затрат в связи с повышением осевых погрузок в направлениях международных транспортных коридоров, на развитие железнодорожного транспорта - 945300 тыс. гривен
(4,5 % от стоимости программы), на развитие морского и речного транспорта - 111,3 млн. гривен (0,5 %). На проведение работ по обустройству государственной границы Украины с внедрением новых информационных технологий предполагается 170,2 млн. гривен, или 0,8 % от стоимости программы, остаток - научные работы.

Задача второго этапа будут формироваться после выполнения задач первого этапа с учетом реальных экономических возможностей и после уточнения потребностей в освоении перспективных транзитных грузопотоков.

VI. Механизм реализации Программы

С целью обеспечения выполнение задач Программы устанавливается такой механизм ее реализации.

1. Кабинет Министров Украины:

. образовывает в месячный срок Межведомственную комиссию по вопросам транзитной политики;

. учитывает в месячный срок потребность введения в состав указанной Межведомственной комиссии голов профильных комитетов Верховной Рады Украины, представителей Министерства топлива и энергетики Украины и других органов центральной исполнительной власти, которые занимаются вопросами трубопроводного транспорта;

. определяет в двухмесячный срок по представлению Межведомственной комиссии по вопросам транзитной политики исполнителей, сроки выполнения и объемы финансирования отдельных задач этой

Программы.

2. На отраслевом уровне вопросы организации выполнения Программы решаются постоянно действующими экспертными рабочими группами, которые создаются при органах центральной исполнительной власти, во главе с государственными секретарями.

3. Итоги работы отраслевых постоянно действующих экспертных рабочих групп подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины дважды в год.

4. Кабинет Министров Украины до 1 марта каждого года подает Верховной
Раде Украины отчет о ходе выполнения Программы.

5. Обеспечивается постоянное научно-техническое сопровождение
Программы и развитие научных исследований в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Украины, транспортной логистики и менеджмента с учетом:

. установление специализации главных научных организаций и учреждений в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономических связей;

. определение Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины исполнителей отдельных задач Программы исключительно на тендерной основе;

. осуществление развития научных исследований в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Украины, транспортной логистики и менеджмента;

. осуществление постоянного мониторинга показателей внешней торговли услугами и объемов транзитных перевозок.

VII. Ожидаемые результаты от реализации программы

Реализация Программы даст возможность:

. укрепить геоэкономический потенциал Украины;

. гармонизировать национальное законодательство с международными нормами и стандартами;

. оказывать содействие ускорению интеграции Украины в

Европейское Сообщество;

. восстановить и укрепить потенциал развития экспорта услуг в зонах экономического тяготения к международным транспортным коридорам;

. оказывать содействие эффективному использованию провозной возможности транспортных систем, стимулировать ее воспроизведения и усовершенствование на основе внедрения новых технологий, связи и информатизации;

. улучшить экологическое состояние благодаря развитию контрейлерних (комбинированных) перевозок;

. стимулировать развитие широкого спектра сопутствующих транзиту услуг, в частности относительно разных видов страхования, развития международного туризма, заправки транспортных средств горючим, организации торговли и питание, ремонта транспортных средств и их сервисного обслуживания, создание новых рабочих мест в сфере производства и обслуживание.

Реализация мероприятий Программы даст также возможность стабилизировать и увеличить в будущем объемы транзитных грузов, которые транспортируются трубопроводным транспортом.

Заключение

Обеспечении перехода к активной экспортноориентированной стратегии экономического развития на базе целенаправленного формирования и эффективной реализации экспортного потенциала Украины в приоритетных областях экономики является материальным основанием постепенной интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство, служить одним из тех
"локомотивов", которые будут вытягивать украинскую экономику из глубокого кризиса, в которой она находится, будут обеспечивать структурную перестройку хозяйства.

Возможности интеграции Украины в мировое хозяйство и существенной динамизации ее внешнеэкономических связей в значительной мере зависят от того, насколько правовые и институционные основы внешнеэкономической деятельности в Украине будут отвечать общепризнанным принципам, которые сформулированы ООН и ее специализированными организациями.

Исходя из объективной исторической взаимозависимости экономик стран, которые образовались после распада СССР, активное участие Украины в экономическом сотрудничестве с Россией и другими странами бывшего
Советского Союза и развитие отношений в связи с существованием экономического союза стран СНГ является одним из главнейших внешнеэкономических приоритетов нашего государства. В этом направлении необходимо предпринять ряд решительных мер относительно восстановления искусственно разорванных хозяйственных связей, ликвидации экономически необоснованности таможенных и платежных препятствий для осуществления экспортно-импортных операций. Вместе с этим требуется осуществить мероприятия, направленные на радикальную перестройку действующей системы сотрудничества с этими странами на основах взаимной выгоды и экономической целесообразности. Первоочередное внимание должно быть отведено производственной и научно-технической кооперации, созданию общих предприятий, финансово-промышленных структур, развитию общих объектов инфраструктуры, взаимодействия на рынках третьих стран.

Украина должна последовательно проводить политику географической диверсификации своих внешних экономических связей. Этого требуют интересы экономической безопасности государства, которое не может быть надежно гарантировано при односторонней зависимости от отдельных стран или рынков сбыта и снабжение. Экономическая безопасность государства может быть обусловлена не хозяйственной самоизоляцией, а более равномерным, сбалансированным развитием экономических связей с разными странами мира.

В отношениях со странами с развитой рыночной экономикой и со странами, которые развиваются, необходимо вести поиск новых источников критического импорта и новых рынков сбыта украинской продукции.

Вхождение Украины в мировое экономическое пространство возможное лишь на базе открытости экономики с одновременным применением комплекса мероприятий по защите внутреннего рынка. Сценарий отгораживания от внешнего мира, который отстаивается некоторыми политическими силами, является опасным и бесперспективным.

В заключение всего сказанного хотелось бы отметить, что Украину по ее экспортному и транзитному потенциалу можно сравнить с ярчайшим алмазом, который лишь требует огранки, чтобы засверкать всеми гранями.

Литература:

1. Послання Президента України до Верховної Ради України «Україна: поступ у XXI століття. Стратегія економічної та соціальної політики на 2000 - 2004 рр.»

2. Пашков М., Гриценко А. Украина на мировых рынках: Добро пожаловать или…: Зеркало недели – 2000 - №25.

3. Сухоруков А.І., Шестопалов Г.Г. Економічний механізм реалізації експортного потенціалу України: Стратегічна панорама – 2000 - №1-

2.

4. Колесников А. Перспективы для транзита: Порты Украины – 2000 -№1.

5. Украина как транзитное государство: Каталог «Импортеры и экспортеры Украины» - 2000.

6. Закон України «Про Комплексну програму утвердження України як транзитної держави у 2002-2010 роках»: Відомості Верховної Ради –

2002 - №24.

7. Послання Президента України до Верховної Ради України

«Європейський вибір. Концептуальні засади стратегії економічного та соціального розвитку України на 2002-2011 роки» -2002.

8. Постанова Верховної Ради України про доповідь Президента України

"Про основні засади економічної та соціальної політики" – 1994.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.