Рефераты. Вопросы по теории государства и права






Принцип разделения проведен во всех демократических государствах. Наиболее последовательно принцип «трех властей» осуществляется в США, причем разделение властей (Конгресс, Президент, Верховный Суд) сопровождается важными дополнениями о системе взаимных сдержек, противовесов и социальном единстве власти в лице народа. В России в соответствии с Конституцией !993 г. «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст.10). законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), исполнительную – Правительство, судебную – органы правосудия, суды. Президент, по Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80), иными словами, президент обеспечивает целостность государственной власти.




Вопрос № 42. Элементы правового статуса личности.


Правовой статус представляет собой юридически закрепленное положение личности в обществе. Он включает в себя: правосубъектность, основные права и обязанности, гражданство, правоотношения общего (статусного) типа и юридическую ответственность. Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношение личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, определяет реальное положение личности в обществе.

В теории государства и права принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основными видами выделяют также:

статус физических и юридических лиц;

статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством;

статус лиц, работающих в различных сферах, как, например, статус военнослужащих, сотрудников милиции, ФСБ.

Общий правовой статус – это статус индивида как гражданина государства, который определяется Конституцией, является одинаковым для всех граждан и характеризуется обобщенностью. Содержание такого статуса составляют права и обязанности, которые предоставлены Основным законом всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, то есть исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе и степени демократичности государства.

Специальный правовой статус – отражает особенности положения определенных категорий граждан: пенсионеров, студентов и других групп населения. Указанные слои могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный правовой статус фиксирует  особенности конкретного лица: пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и другие характерные признаки. Индивидуальный статус подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни индивида переменами.

Существующие виды статуса на практике неразделимы: они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый человек выступает одновременно во всех правовых качествах, поскольку является гражданином своего государства, членом определенного слоя или группы и неповторимой личностью. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, индивидуальных  - ровно столько, сколько граждан. Некоторые авторы предлагают различить правовой статус и правовое положение гражданина.

Неотъемлемыми элементами правового статуса личности являются:

·        права человека; Права человека - это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. Права человека определяют правовой статус личности в обществе. Государство обязано учитывать требования обеспечения и охраны прав человека во всех случаях правотворческой и правоприменительной деятельности;

·        предусмотренная указанными нормами правоспособность и дееспособность физических лиц; Правоспособность  – способность лица быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в большинстве случаев возникает с момента рождения человека. Например, с момента рождения возникают права человека. В некоторых случаях правоспособность возникает по достижении определенного возраста. Например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы, вступать в законный брак. В отличие от правоспособности, дееспособность почти всегда возникает по достижении определенного возраста, который предусмотрен законом. Дееспособность – способность физического лица как субъекта права и правоотношения своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. В отраслях права, с учетом предмета и метода правового регулирования, вопрос о моменте наступления дееспособности физического лица решается по-разному. Например, в гражданском праве дееспособность гражданина в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия. Способность отвечать за совершенные правонарушения (деликтоспособность) определяется исходя из тяжести последствий, которые охватываются сознанием правонарушителя. Правоспособность и дееспособность личности характеризует отношение государства к правам человека. Они могут быть ограничены только судом. При этом ограничения допустимы постольку, поскольку они не противоречат общепризнанным нормам международного права по вопросам прав человека;

·        гражданство. В соответствии с этим критерием различают правовой статус граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства, правовое положение лиц, которым предоставлено убежище.

Вопрос № 103. Понятие права человека.

Права человека – неотъемлемое свойство человека. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут быть рассмотрены как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором – об антидемократическом.

Права человека – это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека.  В Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу, когда речь идет о человеческом достоинстве. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов. Наиболее важными правами каждого человека являются:

·        право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Каждый человек имеет право на защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье;

·        право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подневольном состоянии, принуждаться к труду. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно быть без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда;

·        право на свободу совести, мысли и вероисповедания. 


В Международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются:

·        право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей;

·        право избирать и быть избранным в выборные государственные органы и на выборные должности;

·        право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации;

·        право объединяться в ассоциации.

К числу общепризнанных международным сообществом относятся такие экономические, социальные и культурные права и свободы, как:

·        право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;

·        право на объединение в профсоюзы;

·        право на забастовки;

·        право на социальное обеспечение, включая социальное страхование;

·        право на охрану семьи, материнства и детства;

·        право на достаточный жизненный уровень человека и его семьи, на достаточное питание, одежду и жилище;

·        право на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья;

·        право на образование;

·        право на участие в культурной жизни и др.  (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с Конституцией России общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного права, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречат им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие.





Вопрос № 15. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.


Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата.

Независимо от особенностей государств и происходящих изменений в организации и деятельности их государственного аппарата имеются общие принципы: принципы оптимальности построения и функционирования государственного аппарата, его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических требований к членам парламентов и чиновникам, их полной политической лояльности. Эти и другие принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах. Издание последних иногда предусматривается в конституциях. Нередко конституции содержат прямые ссылки на специальные законы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.