Рефераты. Вопросы по теории государства и права






Односторонний подход к сущности государства порождает идею существования шведского социализма и теорию государства всеобщего благоденствия. При таком подходе происходит смешение понятий «социалистическое государство» и «социальное государство» (последнее экономически состоятельно и успешно решает социальные задачи).



——————————

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.25 Ч.1 С. 422

Более плодотворным для понимания сущности государства является разносторонний подход: государство по своей сути есть всеобъемлющая организация общества, которая опирается на политическую власть для решения не только сугубо политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества.

В последнее время в юридической литературе высказывается мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. Однако при этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Политические силы определенной ориентации могут навязывать государству не свойственную ему роль выразителя националистических либо религиозно-фанатических идей. Однако сущность государства это обстоятельство не меняет. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.




Вопрос № 7. Классовое и общесоциальное в сущности современного государства.


В большинстве работ в области отечественной юридической науки  прошлых лет, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций, как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. В западных же теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

 Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Тем не менее установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти:

·        власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы);

·        во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп;

·        стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об «угнетенных классах» и «эксплуатируемых слоях населения».

Поэтому любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство является не только орудием подавления, машиной господства какой-либо социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые интересы или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Особенно большую роль играет общесоциальная сторона государственной деятельности в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, развитие разнообразных социальных программ  приводит к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Для полного и объективного познания сущности государства недостаточно только классового подхода, следует использовать положения и других теорий государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др.


Вопрос № 8. Отличие государственной власти от иных видов власти.

 

Власть – одно из проявлений сущности государства, поскольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и подвластных.

Государственная власть в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей, государственная власть - это:

·        публичная власть. Она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности: узаконенное имущество, собственные доходы и налоги с населения;

·        аппаратная власть. Она имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и т.д.;

·        власть, поддерживаемая законом. В этом смысле государство есть юридическая форма осуществления власти;

·        легитимированная власть. Имеет узаконенный характер, опирается на признание народа и международного сообщества;

·        суверенная власть. Она не зависит ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь);


реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур (органов государства) и властных институтов (политических учреждений и процедур). Для современных государств характерна развитая сеть институтов управления: правительство, правительственные учреждения, администрация на местах, «силовые» ведомства, управляющие деятельностью вооруженных сил, органов государственной безопасности и охраны общественного порядка.

В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма и институт делегированного законодательства; в сфере исполнительной власти функционируют институты президентства и президентского правления; в сфере судебной власти – институты судебной власти и судебной ответственности; В сфере контрольной власти – институты конституционного совета и предварительного контроля. Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы государства, управления и «силовых» ведомств, в других на первые места выдвигаются институты народного представительства, муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.

Органы государственной власти также имеют собственные специфические признаки, отличающие государственные органы от иных. Среди них:

·        формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства;

·        выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

·        наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

·        наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера. При этом наличие государственно-властных полномочий является наиболее существенным признаком государственного органа.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения различных мер (воспитания, убеждения, разъяснения, поощрения или государственного принуждения).



Вопрос № 27. Содержание принципа разделения властей.

 


В зависимости от способа организации государственная власть может быть единой либо многоструктурной. При наличии единой власти вся полнота власти принадлежит главе государства, правящей партии либо номенклатуре. Власть осуществляется авторитарными способами и приемами, вплоть до физического уничтожения инакомыслящих.

При наличии многоструктурной власти имеет место осуществление власти демократическими методами и  разделение власти на:

·        законодательную (парламент, местные органы самоуправления);

·        исполнительную (правительство и учреждения исполнительной власти на местах);

·        судебную (конституционный суд и судебная система).

Как указывал Ш. Монтескье, автор теории разделения властей, предложенная триада ведет к рассредоточению власти, взаимному сдерживанию и тем самым – к ограничению злоупотреблений и произвола. При этом российский ученый Н.М. Коркунов, рассматривая принцип разделения властей, отмечал, что нет ни одного государства, где законодательство, исполнение и суд были бы строго обособлены друг от друга.

Взаимное сдерживание властей может осуществляться не только разделением, но и совмещенным исполнением одной и той         же функции несколькими органами, но различным порядком. В современных государствах исполнительная власть издает нормативные акты и выполняет некоторые судебные функции, создавая административные суды; законодательные органы издают не только законы, но и административные распоряжения, выполняют некоторые судебные функции (при импичменте президента и обвинении в государственной измене высших должностных лиц). Верховный и Конституционный Суды действуют в сфере исполнительной и государственной власти, объявляют акты Парламента неконституционными и отменяют их действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.