|
Прикладные юридические науки
Криминалистика
Судебная медицина
Судебная психиатрия
Судебная статистика
Судебная бухгалтерия и др.
Отраслевые юридические науки
Международное право
Конституционное право
Административное право
Уголовное право
Гражданское право
Гражданский процесс
Трудовое право и др.
Теория
государства
и права
Специальные юридические науки
Правоохранительные органы
Организация самоуправления
Криминология и др.
Вопрос № 5. Признаки государства.
Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с различных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Общими признаками государства являются публичная власть, разделение населения по территориальному принципу и налоги.
Публичная власть – власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. В отличие от других видов социальной власти государственная власть является аппаратной (имеет механизм осуществления), суверенной (не зависит от иной власти), легитимной (опирается на закон).
Разделение населения по территориальному принципу – государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.
Налоги – это учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.
Ряд авторов в качестве самостоятельного признака государства рассматривает государственный суверенитет.
Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство и внешнюю – независимость.
Верховенство государства внутри страны проявляется в следующем:
· в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
· в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;
· в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
· в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений;
· в осуществлении самостоятельной внешней политики;
· в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Суверенитет является признаком государственной власти, а не государства в целом, суверенитет можно считать функциональным признаком государства.
Признаками правового государства являются:
· сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;
· «разделение властей», т.е. недоступность подмены выполнения функций одной государственной подсистемы(законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти другой;
· наличие развитого гражданского общества;
· создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
· верховенство и прямое действие конституционного закона;
· установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
· формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;
· соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
· правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;
· возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;
· соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;
· единство прав и обязанностей граждан;
· взаимная ответственность государства и личности.
Вопрос №6. Сущность государства.
Сущность государства противоречива: с одной стороны, государство является организованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, « организатором общих дел, вытекающих из природы общества»1
При определении сущности государства проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход). Авторы учебников по теории государства и права (до 1985 г. издания включительно) утверждали, что сущностью любого государства за исключением общенародного является диктатура господствующего класса. В более поздних изданиях формулировка сущности государства дополнена положением о том, что государство в определенной степени выражает интересы всех граждан ( Храпанюк В.Н.).
В зарубежной политологии государство рассматривается как орган решения общих дел – коллективный хозяин, при этом без внимания остается политический аспект сущности государства – власть.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.