Рефераты. Вопросы по теории государства и права






Система юридических наук делится на следующие группы:

·        Первая группа – теоретические юридические науки, изучающие наиболее общие закономерности развития государственно-правовых явлений. В эту группу включается теория государства и права;

·        Вторая группа – включает историко-правовые науки, рассматривающие возникновение и развитие правовых идей, государственных учреждений, правовых систем. Эту группу представляют история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений;

·        Третья группа -  отраслевые юридические науки: теории международного права, конституционного права, административного, уголовного права, трудового права, гражданского процесса и т.д. Они рассматривают правовые нормы и институты конкретной отрасли, специфику их воздействия на общественные отношения. Иногда отдельно выделяют юридические науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свой предмет. Среди них – правоохранительные органы, организация самоуправления, криминология и т.д.;

·        Четвертую группу составляют прикладные юридические науки, заимствующие достижения и выводы технических и естественных наук: криминалистика, судебная бухгалтерия и экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и т.д.

Теорию государства и права в системе юридических наук можно представить в виде схемы:

 

 

Историко-правовые науки

История государства и права России

История государства и права зарубежных стран

История политических и правовых учений


 





Прикладные юридические науки

Криминалистика

Судебная медицина

Судебная психиатрия

Судебная статистика

Судебная бухгалтерия и др.

 

Отраслевые юридические науки

Международное право

Конституционное право

Административное право

Уголовное право

Гражданское право

Гражданский процесс

Трудовое право и др.




                                                           




 


                   Теория

                  государства                       

                   и права                                                                                                                


                                                                




Специальные юридические науки

Правоохранительные органы

Организация самоуправления

Криминология и др.


                                               







Вопрос № 5. Признаки государства.

Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с различных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом, государство в узком смысле  - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Общими признаками государства являются публичная власть, разделение населения по территориальному принципу и налоги.

Публичная власть – власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. В отличие от других видов социальной власти государственная власть является аппаратной (имеет механизм осуществления), суверенной (не зависит от иной власти), легитимной (опирается на закон).

Разделение населения по территориальному принципу – государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

Налоги – это учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.

Ряд авторов в качестве самостоятельного признака государства рассматривает государственный суверенитет.

Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство и внешнюю – независимость.

Верховенство государства внутри страны проявляется в следующем:

·        в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;

·        в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

·        в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

·        в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений;

·        в осуществлении самостоятельной внешней политики;

·        в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Суверенитет является признаком государственной власти, а не государства в целом, суверенитет можно считать функциональным признаком государства.

Признаками правового государства являются:

·        сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

·        «разделение властей», т.е. недоступность подмены выполнения функций одной государственной подсистемы(законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти другой;

·        наличие развитого гражданского общества;

·        создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

·        верховенство и прямое действие конституционного закона;

·        установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

·        формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

·        соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

·        правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

·        возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

·        соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

·        единство прав и обязанностей граждан;

·        взаимная ответственность государства и личности.


 

Вопрос №6. Сущность государства.


Сущность государства противоречива: с одной стороны, государство является организованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, « организатором общих дел, вытекающих из природы общества»1

При определении сущности государства проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход). Авторы  учебников по теории государства и права (до 1985 г. издания включительно) утверждали, что сущностью любого государства за исключением общенародного является диктатура господствующего класса. В более поздних изданиях формулировка сущности государства дополнена положением о том, что государство в определенной степени выражает интересы всех граждан ( Храпанюк В.Н.).

 В зарубежной политологии  государство рассматривается как орган решения общих дел – коллективный хозяин, при этом без внимания остается политический аспект сущности государства – власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.