Вопрос № 61. Методология теории государства и права.
Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для теории государства и права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, а их системы, совокупности.
Ряд авторов (Коваленко А.И., Лившиц Р.З., Чинчиков А.А. и др.) рассматривают методологию как многоуровневую систему средств и методов познания, выделяя в ней следующие уровни:
· высший уровень – главные направления и общие принципы познания в целом;
· средний уровень – общенаучный уровень, используемый при познании однотипных объектов;
· низший уровень – частнонаучный уровень, применяемый в процессе познания особенностей отдельного объекта.
Высший уровень средств и методов познания в теории государства и права составляет набор парадигм (подходов) – логических моделей постановки и решения познавательной задачи. Парадигма представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отображения процессов в государственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования однотипной группы явлений). Парадигма воспринимается представителем конкретной области знания в качестве образца и становится основой научной традиции.
Процесс познания государственно-правовых явлений предстает как процесс смены парадигм, в ходе чего происходило изменение отношения к объекту познания, смена исследовательских методов, целей, угла зрения. В границах тех или иных школ, направлений в социальной философии формировались следующие парадигмы:
· теологическая парадигма (Аврелий Августин, Фома Аквинский) – интерпретирует государство и право как сверхъестественное проявление Божественной воли;
· натуралистическая парадигма (Ж. Боден, Ш.-Л. Монтескье) – истолковывает государство и право в контексте доминирующего влияния внесоциальных, природных факторов, как, например, климата, географической среды, врожденных качеств человека, инстинктов;
· социальная парадигма ( К. Маркс, Ф. Энгельс (марксизм), Л. Дюга (теория солидаризма), Е. Дюринг, К. Каутский (концепция насилия)) – природа государства и права объяснялась влиянием социально-экономических и социокультурных факторов.
В юридической науке были собственные парадигмы, стремившиеся интерпретировать государственно-правовые явления как самостоятельные:
· нормативистская парадигма (Х. Кельзен) – отстаивала идею права как принудительного порядка, установленного государством;
· естественно-правовая парадигма (Г. Гроций) – рассматривает государство как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», а право – как «то, что не противоречит справедливости»1;
· историческая парадигма (Ф.К. Савиньи) – интерпретировавшая государство и право как форму воплощения «народного духа».
————————
1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. с. 52.
Недостаток парадигм заключается в упрощении сложной системы государственно-правовых процессов. Достоинство парадигм заключается в том, что они указывают на связь юридических теорий с концепциями более высокого уровня, в частности, философскими, социологическими, социокультурными, открывают возможность пользоваться их достижениями.
Именно из теорий более высокого уровня теория государства и права берет наиболее общие принципы познания и логические приемы, позволяющие наиболее адекватно выражать природу и сущность государственно-правовых явлений. В совокупности они составляют набор универсальных познавательных средств, используемых всеми науками, а в частности, теорией государства и права. Среди них выделяют следующие принципы и общелогические методы:
Принцип историзма. Предполагает исследование процесса развития государства и права во времени и пространстве. Данный принцип позволяет выявить изменения, происходившие с государством и правом в конкретные периоды их эволюции в различных странах.
Принцип объективности. Теория государства и права как наука должна стремиться к объективному отображению государственно-правовой действительности, закономерностей ее возникновения, тенденций развития.
Принцип плюрализма. Многозначность и многоликость государства и права предполагают возможность их исследования с различных сторон, уважение иной точки зрения. Данный принцип позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.
Принцип конкретности, благодаря которому достигается единство теории и практики. Несмотря на то, что теория государства и права является общетеоретической наукой, свои обобщения и выводы она строит на основе точного учета тех факторов и условий, в которых функционирует государство и право в конкретный момент.
Анализ. Процесс реконструкции знания и формирования концепции предполагает использование логических приемов, с помощью которых общенаучные принципы применяются к исследованию реального объекта. Данный принцип позволяет разложить явление на составные части и определить характер взаимосвязи между ними. (так, государство можно представить как взаимосвязанные элементы территории, населения, публичной власти. Внутри государства можно выделить органы, функции, принципы формирования и функционирования).
Синтез. Представляет собой объединение элементов и свойств в единое целое. На основе разрозненных формальных признаков права (нормативности, формальной определенности, общеобязательности) создается общее представление о праве.
В теории государства и права используется индукция и дедукция, основанные на различных принципах мыслительной деятельности.
Индукция – предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему ( на основе характеристики нормы права можно сделать обобщенный вывод о системе права в целом).
Дедукция – предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному ( если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности).
Функцию средств непосредственного получения конкретных знаний в методологии теории государства и права выполняют общенаучные методы. Они являются способами познания, которые используются не только в теории государства и права, но и в других науках:
· системный метод – рассматривает государственно-правовую сферу как систему, т.е. целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. При этом обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы, раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Данный метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное;
· структурно-функциональный метод, входящий в состав системного метода. Структурно-функциональный метод исходит из того, что государственно-правовые явления имеют определенную функцию, и все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом (если какой-либо элемент не справляется со своими функциями, то вся система работает плохо). В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему из норм права, юридических фактов, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей;
· компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе определение преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т.д. это позволяет установить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство;
· метод конкретно-социологического исследования может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны. Данный метод использует целый ряд приемов, среди которых наблюдение, эксперимент, интервьюирование для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью. Данный метод состоит в исследовании государственно-правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, проведение социально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.
· логико-математические и статистический методы. Позволяют получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Данный метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д; данные методы предполагают высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений.
Самостоятельную группу образуют специально-юридические методы – приемы и средства познания, выработанные общей теорией права и используемые преимущественно в юриспруденции:
· формально-юридический метод, состоящий в исследовании правовых категорий, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или «чистое право», взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7