Рефераты. Управление культуры администрации области






p> * Должны развиваться и укрепляться "горизонтальные" связи, межрайонный, межобластной и международный культурный обмен. Наряду с этим необходимо сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах.

* Учитывая, что управлению культуры приходиться постоянно организовывать проведение культурных акций и крупных мероприятий, праздников, ярмарок, представляется необходимым создание специального отдела в управлении культуры для решения этих задач.

Анализируя сложившуюся в сфере культуры ситуацию, приходим к выводу, что в условиях неустойчивости социальной среды имеет место резкое ослабление управляемости системы. Остро встает проблема переосмысления принципов управления и поиска новых приоритетов, а как результат - формирования новых организационно-управленческих отношений в сфере культуры.

Обобщая изложенное во второй главе, можно сделать следующие выводы. В последние годы на территории всех субъектов Российской Федерации активно ведется работа по формированию качественно новых региональных систем в области культуры, пересмотру приоритетов и принципов региональной культурной политики.

Анализ социокультурной ситуации в области (а от типичен для всей
России) дает основание говорить о том, что в новых условиях отдельные категории населения оказываются не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих культурных потребностей и реализовать свой культурный потенциал. В итоге состояние духовности, нравов, исторической памяти все больше приближается к кризисному. Прежде всего страдает система духовной защиты населения, что приводит к увеличению числа асоциальных явлений.
Возникает реальная угроза не только моральному, но и физическому здоровью нации.

Система управления не выполняет возложенные на нее функции, в определенном смысле сегодня можно говорить о некотором размывании ответственности органов государственной власти за состояние дел в сфере культуры.

По Конституции управление отраслями социальной сферы находится в ведении субъектов Федерации. Но поскольку 79 из 89 субъектов РФ получают бюджетные субвенции, то размеры финансирования отраслей социальной сферы в значительной мере зависят от решений, принимаемых Министерством финансов.
Между тем полномочия и ответственность между разными органами государственной власти распределены нечетко. Ни Министерство финансов, ни
Правительство в целом не несет ответственности за изменения в объеме и качестве социальных услуг населению. А местные органы власти снимают с себя ответственность за ухудшение положения дел в сфере культуры, ссылаясь на то, что большая часть налогов забирается в федеральный бюджет, а субвенции из него сокращаются /45/.

Аналогичная ситуация воспроизводится во взаимоотношениях между областными органами власти и администрациями городов и районов.

Однако, осознавая огромную созидательную роль культуры в деле возрождения национального достоинства, укрепления морального и физического здоровья нации, субъекты Федерации стремятся к сохранению на своей территории имеющихся учреждений культуры, развитию их сети, к расширению спектра предоставляемых услуг, в том числе и платных. Учреждения культуры, областные и муниципальные органы управления ищут пути и средства выхода из тяжелейшего финансового кризиса, используя для этих целей социологические и маркетинговые исследования, фандрайзинг.

Как показывают проведенные исследования /28,29,38,43,56,57/ и опыт работы управления культуры области - грамотное использование новых подходов является необходимым условием не только полноценного внедрения рыночных отношений в сферу культуры, но и гуманизации отношений в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблем, связанных с формированием региональной культурной политики, реформированием региональных систем управления культурой показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления.
Решение поставленных задач имело своей целью на основе опыта решения управленческих, научных и технических проблем в сфере культуры отдельно взятой области предложить и обосновать некоторые подходы к реформированию региональной системы управления культурой.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Практика формирования государственной культурной политики базируется на тезисе, что всякая политика - это реализация неких концептуальных положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.

Вполне закономерно, что приоритеты в сфере культуры, опираясь на концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально- экономическими и культурными реалиями своего времени.

Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных государственных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в
Конституции. Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.

Государство должно стать стратегом культурного развития, не вмешиваясь в нее непосредственно и не принимая решения за тех, кто является носителем культурной деятельности. Задача стратега - организовывать, предвидеть, координировать, при этом не заменяя собой деятелей культуры. Соответственно государство должно взять на себя функции: а) охраны культурного наследия, управления государственными учреждениями культуры, содействия художественному творчеству; б) координации независимых инициатив в области творчества, образования и распространения культуры; в) регулирования рынка культуры, поддерживая художественное качество культурной продукции, плюрализм, содействуя национальным компаниям в их конкурентной борьбе с многонациональными корпорациями. С этой целью государство должно добиться доверия, создать себе авторитет у работников индустрии культуры, художников
(особенно молодых), своих разнообразных партнеров по культурной деятельности на региональном и местном уровнях.

2. Идет постепенное возрождение идеологии регионализма, становление государственной региональной политики, основной смысл которой заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России. Необходимость этого процесса обусловливается развалом командно-административной системы управления; несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали и рядом других.

В работе обоснована необходимость формирования региональной культурной политики и новой системы управления культурой, которая вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике.

3. В работе сделан закономерный вывод, что происходящие в России преобразования способствуют перемещению центра тяжести управленческой деятельности в сфере культуры в регионы. Одновременно, проблема развития региональной культуры не может быть решена без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых форм и методов хозяйствования, источников финансирования, без расширения круга лиц, заинтересованных и имеющих возможность решать проблемы культуры. С изменением приоритетов региональной культурной политики претерпевают изменения функции органов управления культурой, на первый план выходят такие как информационная, аналитическая, прогностическая, транслирующая, организующая, координирующая.

4. Изучение и обобщение результатов деятельности областного и муниципальных органов управления культурой позволяют сделать вывод о том, что реформирование организационно-управленческих отношений является составной частью комплекса системных мер по развитию сферы культуры области. Необходимость исследования организационно-управленческих вопросов функционирования сферы культуры определяется прежде всего ее внутренними противоречиями, связанными со сложностью перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Реальным фактом становится множественность независимых агентов культурной деятельности, с одной стороны, с другой - возникновение и развитие новых эффективных организационных форм идет крайне медленно.

5. Результаты работы позволили сформулировать и обосновать ключевые положения реформирования организационно-управленческих отношений региональной системы управления: а) четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры; б) построение отношений областного управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства; в) развитие и укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена; г) сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах; д) расширение социологических и маркетинговых исследований, фандрайзинга.

Проведенный анализ и обобщение теоретических исследований, обобщение практического опыта работы как управления культуры Тамбовской области, так и других краев и областей позволило нам подойти к разработке региональной модели управления сферой культуры, рассматривая ее в структурном, функциональном, управленческом аспектах.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Конституция Российской Федерации.- М.,Юридическая литература, 1993.
2. Закон Российской Федерации от 09.10. 1992г.N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
3. Закон РФ от 29.12.1994г.N 79-ФЗ "О библиотечном деле".
4. Закон РФ от 26.05.1996г.N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
5. Закон РФ от 22.08.1996г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
6. Указ Президента РФ от 12.11.1993г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".
7. Указ Президента РФ от 01.07.97г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".
8. Постановление ГД ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте федерального закона "О творческих работниках и творческих союзах".
9. Постановление ГД ФС РФ от 26.12.97г. N 2069-ГД "О проекте федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов РФ)".
10. Постановление Правительства РФ от 19.06. 1996г.N 715 "О федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской
Федерации (1997-1999 годы)".
11. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996г. N 1411 "Вопросы
Министерства культуры Российской Федерации".
12. Постановление Правительства РФ от 06.06.1997г. N 679 "Об утверждении
Положения о Министерстве культуры Российской Федерации".
13. Постановление Правительства РФ от 28.08.1997г. N 1116 "О дополнительных мерах государственной поддержки народных худомыслов Российской Федерации".
14. Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1561 "О концепции развития кинематографии до 2005 года".
15. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации. Протокол
Правительства РФ от 14.09.1995г.
16. Закон Тамбовской области от 27.12.1995г. N 43-З "Об областных целевых программах".
17. Закон Тамбовской области от 21.06.1996г. N 67-З "О библиотечном деле в
Тамбовской области".
18. Закон Тамбовской области от 16.12.1997г. N 147-З "О государственной молодежной политике в Тамбовской области".
19. Постановление областной Думы от 24.06.1997г. N 754 "О Временном положении "Об охране,реставрации и использовании памятников истории и культуры Тамбовской области".
20. Постановление областной Думы от 16.06.1998г. N 137 "О Программе сохранения и развития культуры и искусства в Тамбовской области на 1998-
1999 годы".
21. Постановление областной Думы от 25.09.1998г. N 185 "О программе сохранения и развития киновидеообслуживания населения Тамбовской области на
1998-2006".
22. Постановление администрации области от 05.01.1996г. N 8 "Об утверждении положения об управлении культуры администрации области".
23. Постановление администрации области от 20.05.96 г. № 318 "О коллегии управления культуры администрации области".
24. Постановление администрации области от 07.07.97г. № 421 "О мерах по социальной защите работников областных библиотек управления культуры администрации области".
25. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры.- М., НИИК, 1988.- С.18-28.
26. Баталов А.С. "Методические рекомендации по фандрайзингу, или полезная информация для тех, кто заинтересован в дополнительных источниках финансирования.//Первый Всероссийский конкурс "Лучшие пректы по международному сотрудничеству в сфере образования. Сб.материалов и рекомендаций.- М., 1998.- С.34-56.
27. Бренер О. Культурная политика и современная социокультурная ситуация.Проект "Культура Автограда" // "Ориентиры культурной политики" -
1995,- №3.- С.3-33.
28. Востряков Л. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики // Панорама культурной жизни стран СНГ и
Балтии.- 1997.- №5- С.2-15.
29. Гафуров Ю.,Савина И. Создание сети многопрофильных культурно- информационных центров как способа осуществления государственной культурной политики на местном уровне //"Ориентиры культурной политики" - 1996,- №6.-
С.75-82.
30. Генисаретский О.И. Культурная политика:вызовы и ответы.//Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1996 - №11.-
С.19-33.
31. Гуревич П.С. Философия культуры:Пособие для студентов гуманит. вузов.-
2-е изд.- М.: "Аспект Пресс", 1995.- С.17-24.
32. Дискин И.Е. Культура:стратегия социально-экономического развития.- М.:
Экономика, 1990.- С.58-63.
33. Доклад группы экспертов Совета Европы "Культурная политика Российской
Федерации" //"Русская культура вне границ" - 1997,- №5.- С.3-13.
34. Дубовицкий В.А. Государство и развитие культуры.- Минск: "Наука и техника", 1989.- С.5-12.
35. Жидков В.С. Что такое культурная политика? //"Культура в современном мире",- 1994г.,- №10,- С.53-60.
36. Зуев С.Е. Культурные сети (опыт проблемного анализа).//"Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1997,- №5.
- С.3-19.
37. 200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Ист.- статист.сб. - Тамбов.,- 1997.- С.55,192-195.
38. Исакова Л. Белгородский "Атлас".//"Встреча".-1996- №3.- С.14-16.
39. Карпухин О.И. и др. Концептуальные основы новой культурной политики государства. //"Диалог",- 1997,- N9,- С.32-36.
40. Карпухин О.И. Управление в культуре:проблемы функционирования и совершенствования.//Социал.-полит.журн. -1996. - №2 -
С.26-39.
41. Культурология.Теория и история культуры.Учебное пособие.- М., ЦИНО,
1996.- С.3-69.
42. Мельников А.П.Селиванчик П.П.Научное управление культурой.-
Минск,"Университетское", 1988.- С.86-112.
43. Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края. :
Материалы обл.научн.-практ.конференции.- Тамбов,
1997.- 76С.
44. Обновление культуры:проблемы и перспективы.- М., РАУ,
1993.- С.29-36.
45. Онуфриенко Г.В.Модели культурной политики в условиях рынка.(Итоги научно-информационного исследования).//Материальная база сферы культуры:опыт решения управленческих,научных и технических проблем.- Научн.- информ.сб.,- 1996.- С.3-11.
46. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры.- М.,
НИИК,1991.- С.43-47.
47. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры:проблемы и перспективы. - М., НИИК, 1990.- С.62-82.
48. Орлова З.А.Социальная политика в сфере культуры.//" Ориентиры культурной политики" -1995,- №5.- С.3-19.
49. Первый всероссийский конкурс "Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования"// Сборник материалов и рекомендаций,
Москва, 1998.- 284С.
50. Резолюция парламентских слушаний "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики"
Комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации.
51. Справка Министерства культуры РФ о выполнении Федеральной программы
"Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995гг.)"//"Ориентиры культурной политики" - 1996.-№ 4.-
С.67-90.
52. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях.//"Ориентиры культурной политики" -
1995,- №1.- С.3-11.
53. Столяров И.А. Управление культурой:организационно-экономический механизм.- М.,"Экономика", 1989.- С.42-95.
54. Устюжанина Л.В. Основы маркетинга услуг в сфере свободного времени.//"Ориентиры культурной политики",- 1996, - №6,-
С.82-95.
55. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры:поиск новых моделей.- М., НИИК, 1992.- С.15-23.
56. Хрипченко В. Из аналитической записки о состоянии и деятельности учреждений культуры и искусства Приморского края в 1995-1997 годах.//
"Встреча".- 1997.,- №11.- С.4-6.
57. Экономика и управление культурой.//Экспресс-информ.-Пути перестройки системы управления в сфере культуры на территориальном уровне.- 1990,- №5.-
С.2-12.
58. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.- М.: Экономика, 1991.- С.23-54.

-----------------------
Начальник управления

Заместитель начальника по культпросветработе

Заместитель начальника по искусству

бухгалтерия

Отдел планово-финансовой работы

Сектор организа-ционной и кадровой работы

Строительный отдел

Отдел по киновидеообслуживанию населения

ОНМЦ

Областные библиотеки

Инспекция охраны историко-культурного наследия

Метод. кабинет по учебным заведениям

Отдел искусства и культурных связей


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.