Рефераты. Управление культуры администрации области






p> Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном решены.Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались неэффективно.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохранил свою актуальность.

Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы.
В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе политического и социально-экономического развития России. Основные положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14 сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление
Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)".

Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потребовали корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития.

Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа
/10/.

Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов Российской Федерации, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач: поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение историко-культурного наследия России и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны; развитие принципов федерализма в осуществлении государственной политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов РФ, поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан; всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов развития и сохранения культуры; ряд других задач /10/.

Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры РФ,
Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России,
Российской государственной цирковой компании.

В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия
России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами, финансируемыми из федерального бюджета:
Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания
1998 - 1,5 млрд.руб., 1999 - 2,0 млрд.руб.;
Областная картинная галерея, реконструкция
1997 - 2,75 млрд.руб.
Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция
1997 - 1,15 млрд.руб.
(итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб. по 1998 году - 1,5 млрд.руб.)

Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило
3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%).

В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены дополнительные государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в
1997 году исполнилось 100 лет, в течение последних 6 лет он был закрыт на реконструкцию.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.

Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений развития.Задача культурной политики - организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных, институциализированных и неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг.

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью,в предусмотренном законодательством объеме.

В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему, например, по данным Министерства культуры, в 1994 году музеи получили 48% финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталитета, но свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы властных структур есть неотъемлимая составляющая демократического государства /33/.

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с
Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки результатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-
1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные доходы на расширение и совершенствование культурной деятельности /52/.

В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ
"О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако, на практике эта налоговая льгота не работает.

Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры и формирования ими своего имиджа.

Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.

ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
СФЕРОЙ

2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно /57/.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство
(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный,
Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под
"регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры
Тамбовской области.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.