Рефераты. Управление культуры администрации области






Управление культуры администрации области

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
| 7 |
|1.2. Развитие законодательства в области культуры |
|13 |
|1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении |
|государственной культурной политикии |
|18 |
|ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ |
|СФЕРОЙ |
|2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области |
|культуры |
|25 |
|2.2. Анализ социокультурной ситуации в области |
|28 |
|2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности |
|в области культуры |
|30 |
|2.4. Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне |
|38 |
|2.5. Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений в |
|системе управления культурой 44 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|54 |
|Литература |
|58 |
|Приложения |
|64 |

ВВЕДЕНИЕ

В общественной жизни накопилось много социально-экономических проблем, которые настолько обострились, что должны быть разрешены в ближайшее время.
Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инновационной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность общественных отношений.

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно- командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.

Проведенный автором анализ исследований, научных работ последних лет по данной тематике показывает, что наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как: формирование новой региональной культурной политики
/28,29,43,51,56/, перестройка управления в сфере культуры
/25,33,34,40,42,44,46,53/, современные экономические методы управления в социально-культурной сфере /32,39,45,47,49,52,53,55,57,58/.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регионы.
Вместе с тем, неразработанность проблем региональных организационно- управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к неверным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений.

Новые модели регионального управления только начинают формироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры. Одной из таких попыток является настоящая дипломная работа.

Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать сложившуюся практику формирования государственной культурной политики.

2. Изучить состояние и проблемы регионального управления в сфере культуры, подходы к формированию новой региональной политики.

3. Определить роль, место, функции управления культуры администрации области в условиях новых социально-экономических отношений.

4. Обосновать необходимость изменений организационно-управленческих отношений в региональной системе управления культурой.

5. Разработать некоторые подходы к реформированию организационно- управленческих отношений региональной системы управления в сфере культуры.
Теоретическую основу работы составили:

- философские концепции, раскрывающие вопросы теории культуры и проблемы формирования государственной культурной политики
/ П.С.Гуревич, О.И.Карпухин, О.И.Генисаретский /;

- положения общей теории управления, социальной, психологической и педагогической теории управления /Б.Г.Ананьев,В.А.Дубовицкий,З.А.Орлова /; концепции маркетинга и теории фандрайзинга в сфере культуры
/Л.В.Устюжанина, А.С.Баталов /.

Автор опирался на нормативные документы в сфере культуры, системный подход к решению организационно-управленческих проблем регионального управления, принципы современной отечественной и зарубежной теории управления и менеджмента.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез социологической, методической, экономической, управленческой литературы, изучение нормативных документов сферы культуры, системный и сравнительный анализ, анализ и обобщение массовой практики, лучшего отечественного и зарубежного опыта.

В первой главе " Основы государственной политики в области культуры" рассмотрены основные подходы к осуществлению социальной политики в России в условиях социально-экономических реформ, задачи и функции Министерства культуры Российской Федерации по осуществлению государственной культурной политики, способы финансирования культуры. Подробно рассмотрены вопросы формирования законодательной базы в сфере культуры, дан анализ наиболее значимых для отрасли правовых документов. Сделана попытка исследовать проблему реализации программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политики, рассмотрен ход реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской
Федерации" и место Тамбовской области в программе.

Содержание главы раскрывается в контексте положений общей теории управления, основных понятий теории культуры, как в философском, так и в социокультурном аспектах. Так под культурной политикой демократического государства понимается деятельность, предполагающая формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества, о должном состоянии культурной жизни, определение приоритетных целей развития культуры, составление программ и их реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов (материальные, финансовые, кадровые, информационные)/39/.

После того, как общественное сознание в нашей стране отвергло командно- распорядительные методы регулирования социального бытия, под управлением культурой будем понимать реализацию получивших общественное одобрение целей культурной политики, осуществляемую государственными и иными управленческими структурами с помощью распределения ресурсов.

В ряде последних исследований /О.И.Карпухин, Э.А.Макаревич,
В.Г.Чурбанов, О.И.Генисаретский /подчеркивается, что в процессе осуществления государственной культурной политики следует иметь в виду, что существуют объективные пределы допустимого постороннего вмешательства в художественную жизнь. Потому что культура - это саморегулирующаяся сфера общественной жизни, имеющая собственные, присущие ей законы функционирования и развития /39/. Так что внешнее вмешательство
(управление, регулирование) будут продуктивными до тех пор, пока оно не искажает, не препятствует самореализации внутренних законов культурной жизни. Другими словами, в этой сфере велика роль правильного соотношения регулирования и саморегулирования.

Делая выводы по первой главе, автор предлагает свое видение совершенствования форм государственной поддержки культуры и искусства, дальнейшего развития законодательной базы, финансирования отрасли.

Во второй главе "Реформирование региональной системы управления социокультурной сферой" рассмотрены характерные особенности разработки региональной политики как в целом, так и в области культуры, дан анализ социокультурной ситуации в Тамбовской области.

Проанализировав литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что в последние годы аспектам управления в сфере культуры было посвящено сравнительно небольшое число публикаций. Прежде всего это касается вопросов регионального управления.

В ходе подготовки к дипломной работе была изучена законодательная база - на федеральном и областном уровнях, изучен опыт работы управлений культуры Тамбовской, Архангельской, Белгородской, Липецкой областей,
Приморского края, рассматривался международный опыт управления сферой культуры.

Во второй главе даны подходы к реализации организационной и нормативно- законодательной деятельности, программно-целевого подхода на региональном уровне.Рассмотрены две областные программы - развития культуры и искусства и развития кинематографии. Дан анализ финансирования отрасли, сделаны выводы о путях дальнейшего развития культуры в области.

Имея опыт работы в управлении культуры администрации области
(одиннадцать лет) и в течении пяти лет курируя вопросы культуры, средств массовой информации, творческих союзов, молодежи в администрации области, автор имеет непосредственное отношение ко всем процессам, происходящим в данной отрасли, проблемам и задачам, формированию законодательной базы, поиску решений для выхода из создавшегося положения.

В заключении подведены теоретические и практические итоги проделанной работы, дана оценка проанализированной практики, ее положительных и отрицательных сторон, степень реализованности поставленных во введении цели и задач, сделаны выводы о направлениях реформирования регионального управления в области культуры.

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ

Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 г) принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В частности, были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла в течение этих лет на треть - с 27,5% до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и региональных бюджетов /50/.

Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность программ социальной поддержки была крайне низкой.

Согласно оценкам Международной организации труда, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19 процентов. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50 процентов /50/.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.