Рефераты. Нормативно-правовой акт






p> В Конституции введены ограничения на изменение её по времени и обстоятельствам. Не допускается изменение и дополнение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения.

Закон Республики Беларусь «О порядке вступления в силу Конституции

Республики Беларусь» установил срок принятия законов (в течение двух лет), которые названы в Конституции. В случае принятия законов до вступления в действие Конституции они должны быть приведены в соответствие с ней. Законы и иные нормативные акты до приведения в соответствие с Конституцией действуют в той части, в какой они не противоречат Конституции республики.

3.3. Международные договоры Республики Беларусь.

Международным сообществом давно признано, что принятие на себя тех или иных международных обязательств означает обязанность для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы (19, стр. 87).

В статье 8 Конституции Республики Беларусь закреплено положение, согласно которому Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых демократических принципах.

Норма, запрещающая заключать международные договоры, противоречащие Конституции, является гарантией государственного суверенитета Беларуси, которая самостоятельна в проведении своей внутренней и внешней политики.

Важно иметь в виду, что согласно новой редакции статьи 15 Закона

«О международных договорах Республики Беларусь» общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Республики

Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории

Республики Беларусь права.

Республика Беларусь является участницей таких фундаментальных международных документов, как «Всеобщая декларация прав человека» (43),

«Международный пакт о гражданских и политических правах) (42),

«Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»

(45) и ряда других.

Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу, обладает юридическим верховенством по отношению к другим подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы при принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных договоров.

В соответствии со статьёй 116 Конституции по предложению уполномоченных на то субъектов Конституционный Суд даёт заключения о соответствии международных договорных и иных обязательств нашей страны

Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой

Беларусь

Ратификации Национальным собранием Республики Беларусь подлежат международные договоры Республики Беларусь при подписании которых стороны договорились о ратификации.

Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие ратификации и не вступающие в силу со дня подписания, подлежат утверждению. Международные договоры Республики Беларусь утверждает

Президент Республики Беларусь, а межправительственные договоры

Республики Беларусь - Совет министров Республики Беларусь.

Решение о присоединении Республики Беларусь к международным договорам различно. Так ,межгосударственные и межправительственные договоры, подлежащие ратификации Национальным собранием Республики

Беларусь в форме закона Республики Беларусь о присоединении к международному договору. Межгосударственные договоры, не подлежащие ратификации, утверждаются Президентом Республики Беларусь в форме указа

Президента Республики Беларусь. Межправительственные договоры не подлежащих ратификации, - утверждаются Кабинетом Министров Республики

Беларусь в форме постановления Кабинета Министров Республики Беларусь.

Ратификация международного договора Республики Беларусь осуществляется в форме закона. Закон о ратификации международного договора возводит международный договор в ранг актов, стоящих над обыкновенными законами.

Важность определения места международных договоров в иерархии правовых актов состоит в том, что в них часто содержатся нормы о дополнительных гарантиях прав и свобод человека.(19, стр. 84).

3.4. Законы и другие акты Парламента.

В соответствии с Конституцией представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является двухпалатный Парламент -

Национальное собрание, состоящее из Палаты представителей и Совета

Республики. К субъектам, обладающим правом законодательной инициативы относятся: Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики,

Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в

Конституции, прежде всего - в статьях 97 и 98.

Основная функция любого Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено

Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в

Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно её полномочия и не требуют обязательного участия другой палаты.

В пункте 2 статьи 97 Конституции к компетенции Палаты представителей отнесено рассмотрение проектов законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики

Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчёта о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.

В связи с закреплением в статье 97 Конституции перечня проектов законов, которые рассматриваются Палатой представителей, можно сделать следующие выводы: во-первых: к компетенции Палаты представителей (а значит и Парламента в целом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых: факт формулирования данного перечня означает, что в данной сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов как закон. Приведённый перечень проектов законов, которые может рассматривать Палата представителей, не является исчерпывающим, она вправе принимать законы и по другим вопросам, если их разрешение не отнесено Конституцией к компетенции других органов государственной власти.

Конституция Республики Беларусь предусматривает (статья 101) право

Палаты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.

Однако следует иметь в виду, что такой закон может быть принят: во- первых, только с участием двух палат; во-вторых, предложение о наделении законодательными полномочиями должно исходить только от Президента.

Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Деятельность Парламента обычно регулируется его регламентом.

Регламент является нормативно-правовым актом. Принятие регламента обычно имеет конституционную основу. В отличие от таких нормативно-правовых актов, как законы, регламенты палат подписываются председателями палат.

Регламенты палат Парламента, принятые в рамках Конституции, являются обязательными для всех субъектов, которые взаимодействуют с

Парламентом по вопросам, входящим в его компетенцию.

По своей юридической силе Регламент может стоять даже выше, чем иные правовые акты. Его нарушение может привести к признанию недействительными других актов, в том числе и законов (например, о внесении Парламентом изменений и дополнений в Конституцию).

Регламенты палат Парламента с учётом требований статьи 7

Конституции должны быть опубликованы в официальных источниках опубликования законов и постановлений.

В ряду актов, принимаемых Парламентом, особое место занимают его постановления. Они принимаются по вопросам верховного государственного управления и контроля. Постановления должны соответствовать закону, декретам, указам, имеющим большую юридическую силу (19, стр. 105).

Согласно статье 104 действующей редакции Конституции постановления

Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Совет Республики все вопросы решает путём принятия постановлений.

Законотворчество выполняет и роль регулятора экономических отношений . И это необходимо, поскольку проводимые в стране реформы в этой области нуждаются в четком правовом обеспечении. Тем не менее, обслуживая сиюминутные нужды экономики, решая текущие задачи, нельзя отклоняться от принципов стабильности законодательства, устойчивости его отраслей, сохранения четкой структуры и системности права.

3.5. Акты Президента Республики Беларусь.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции) вовсе не означает отсутствия необходимости обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов (19,

113).

Изучение конституций многих стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть (19, стр. 113).

Институт президента в системе государственной власти в Республике

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.