Рефераты. Нормативно-правовой акт






Нормативно-правовой акт


| | |Содержание | |
| | |Введение |2 |
|I |1 |Нормативно- правовой акт в системе |4 |
| | |источников права | |
| |1.1 |Понятие нормативно-правового акта |4 |
| |1.2 |Структура нормативно-правового акта |10 |
| |1.3 |Пределы действия нормативно-правовых |13 |
| | |актов. | |
| II | |Виды нормативно-правовых актов. |28 |
| |2.1 |Понятие закона, его место в системе |28 |
| | |нормативно-правовых актов. | |
| |2.2 |Виды законов. |34 |
| |2.3 |Конституция страны – основной |36 |
| | |нормативно-правовой акт. Виды | |
| | |конституций. | |
| |2.4 |Подзаконные акты |44 |
|III | |Система нормативных актов в Республике |50 |
| | |Беларусь. | |
| |3.1 |Иерархическая структура источников права |50 |
| | |в Республике Беларусь | |
| |3.2 |Конституция Республики Беларусь – |51 |
| | |нормативный акт, обладающий высшей | |
| | |юридической силой. | |
| |3.3 | Международные договоры Республики |55 |
| | |Беларусь | |
| |3.4 |Законы и другие акты Парламента |57 |
| |3.5 |Акты Президента Республики Беларусь. |60 |
| |3.6 |Акты Правительства, Конституционного |63 |
| | |Суда, Верховного Суда, Высшего | |
| | |Хозяйственного Суда, органов Прокуратуры,| |
| | |министерств и государственных комитетов | |
| | |Республики Беларусь. | |
| | |Заключение. |69 |
| | |Литература |71 |

Введение.

В настоящее время основным источником права в странах романо- германской правовой системы является нормативно-правовой акт. Понимание его теоретической сущности, многообразия позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. Данная работа основной целью определяет раскрытие теоретических аспектов феномена «нормативно-правовой акт» с учетом реальностей в Республике

Беларусь.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане (2 стр. 287).

Актуальность данного вопроса заключена в следующем:

- необходимостью улучшения правотворческой деятельности известный правозащитник Д. Сахаров отмечал «Законодатель, используя весь исторический опыт, должен предусмотреть такие условия в законе, чтобы не одно заинтересованное лицо не могло безнаказанно нарушить естественные права другого человека» (30, стр. 142 ) ;

- сложностью применения нормативных правовых актов обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу принятым различными органами в разное время;

- необходимостью ликвидации правового нигилизма, замечено что «уровень правовых знаний населения обратно пропорционален количеству преступлений» (23, стр. 48 ).

- целью прогноза развития законодательства с учетом реалий дня.

Основной целью настоящей дипломной работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением,как
«нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

- в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;

- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики

Беларусь;

- в третьих, определить место и значение нормативного правового акта/отдельных его видов/ в иерархической структуре источников права в системе права Республики Беларусь.

Таким образом, предметом рассмотрения являются доминирующие определения понятия нормативного правового акта и отдельных его видов как источника права, мнения различных ученых по исследуемой проблеме, взаимодействие различных видов нормативных правовых актов и их место в законодательстве

Республики Беларусь.

Глава I. Нормативно-правовой акт в системе источников права.

1.1.Понятие нормативно-правового акта.

Замечено, что если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение (1, стр. 192). Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода.

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу следует заметить, что под “источником права”можно понимать то, что обуславливает ,детерминирует содержание норм права. Это материальный и идеологический источник. В специально юридическом смысле под

“источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права.

Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.

В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение (3, стр. 336). На ранних стадиях становления права преобладал юридический обычай. По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом, в странах с англо-саксонской правовой системой особенно важное, доминирующее значение занимает юридический прецедент (3, стр.341).Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми.

Как уже упоминалось, наиболее древней формой права является правовой обычай, то есть правило, которое вошло в привычку народа, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Следовательно, правовыми являются обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и как следствие этого подпадают под его защиту.

Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.

Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Суть его как источника права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придаётся значение общей нормы.

Обязательным для судов является не всё решение или приговор, а только

«сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение (6, стр. 112). Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права как уже указывалось выше в большинстве стран романо-германского мира. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ(2, стр. 288).

Во-первых, нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В -третьих нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

По сравнению с нормативно-правовым актом правовой прецедент имеет ряд недостатков :

- не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативно-правовому акту;

- не исключает возможность произвола;

- объём его действия не определён (15,стр.41).

Правовой обычай обладает ещё более существенными недостатками:

- относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

- неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;

- небольшая сфера распространения, его локальный характер(14,стр.168).

Все источники права могут быть классифицированы на две большие группы (1, стр. 193): нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Правовые нормы как общеобязательные правила поведения возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов (3, стр. 339). Эта деятельность называется правотворчеством. Правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Однако, содержание и объём указанной деятельности не всегда одинаков. Главным в правотворчестве является принятие новых норм права, новых нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт - разновидность правового акта. Но вместе с тем нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом - государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией (1, стр. 195). При этом во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный правовой акт должен

(3, стр. 300):

1) издаваться в пределах компетенции данного органа;

2) облекаться в документальную форму, которая предусмотрена для актов данного органа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.