Рефераты. Нормативно-правовой акт






p> Беларусь был впервые закреплён в Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Президент занимает особое место в системе государственных органов.

Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом

Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Над Президентом существует единственный арбитр - народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета. В том случае, если разногласия между ветвями власти не могут быть сняты, то уместно обращение к народу с тем, чтобы посредством референдума был решен вопрос в ту или иную пользу.

Особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает с одной стороны в качестве арбитра, с другой стороны может активно руководить правительством. Подчиненными ему органами.

Президент как реальный глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере. Действующая Конституция не содержит прямого указания, что Глава государства одновременно возглавляет и исполнительную власть. Из этого следует, что Президент находится над всеми властными структурами, отсюда его потенциал, как субъекта нормотворчества.

Действующая редакция Конституции предусматривает издание

Президентом следующих видов правовых актов: декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера. Определение нормативности акта Президента имеет большое значение. Во-первых, правильный выбор формы акта влияет на его легитимность; во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта.

В Конституции, законе о Президенте Республики Беларусь и законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяется, что

Президент издаёт декреты двух видов, имеющие силу закона. Во-первых, это декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению

Президента большинством голосов от полного состава Палаты представителей

Совета Республики, который предоставляет ему законные полномочия на определённый срок и по определённому предмету регулирования. Во-вторых, временные декреты, имеющие силу закона, издаются Президентом по собственной инициативе или по предложению Правительства в силу особой необходимости и представляется в трёхдневный срок для рассмотрения

Палатой представителей, а затем Советом Республики. Временные декреты сохраняют силу если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состав каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе временных декретов, которые отменены (часть 3 статья 101 Конституции).

Для декретов делегированных законом, Конституцией установлены существенные ограничения. Не допускается делегирование полномочий на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, её толкования, изменения и дополнения программных законов, утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничения конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий

Президента также не может разрешать изменение этого закона и представлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Если декреты однозначно носят нормативный характер, то согласно закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», указы

Президента могут включать положения как нормативного, так и не нормативного характера.

Действующая Конституция предусматривает два вида указов: прежде всего указы, издание которых основывается на конституционной норме; и указы, полномочия на издание которых предусмотрены законом. Первые указы не имеют подзаконного характера, так как основываются на конституционной норме. Второго рода указы в иерархии нормативных актов следуют за законами.

В статье 10 закона «О нормативных правовых актах Республики

Беларусь» сказано, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Указы Президента имеют ещё одну особенность: они не подлежат утверждению Парламентом. Исключением являются решение о введении чрезвычайного положения, об объявлении полной либо частичной мобилизации.

Распоряжения Президента - это акты не нормативного характера. Они издаются в связи с решением организационных и некоторых кадровых вопросов.

Как считает Василевич Г.А., рассмотрение основных полномочий

Президента в нормотворчестве Республики Беларусь по действующей

Конституции позволяет сказать о том, что создание по ряду критериев полупрезидентской республики сопряжено с доминирующим положением

Президента в структуре власти и, следовательно, в нормотворческой деятельности.(19, стр. 223).

3.6. Акты Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда,

Высшего Хозяйственного Суда, органов Прокуратуры, министерств и государственных комитетов.

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с

Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Основные полномочия Правительства закреплены в Конституции, а также в законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчинённых ему государственных органах».В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.

Хотя Президент формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако он обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти.

Решение Совета Министров Республики Беларусь принимается большинством голосов членов Правительства, которые присутствовали на заседании. В случае равенства голосов, решение считается принятым, за которое проголосовал председательствующий.

Законом определены вопросы, которые рассматриваются исключительно

Советом Министров, следовательно, по ним могут приниматься постановления

Правительства, но не распоряжения Премьер-министра. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности (19, стр.179).

Совет Министров Республики Беларусь на основе и во исполнение

Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме постановлений.

Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.) утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики

Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики

Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Постановления Совета

Министров Республики Беларусь могут быть отменены Президентом

Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь могут приниматься только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь

(38, ст. 14).

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Принимаемые министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

При принятии министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь нормативного правового акта обязательно указание в нем, на основании и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона

Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь принимается данный акт. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, Национального банка Республики Беларусь могут быть отменены Президентом Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов государственного управления, подчиненных Правительству

Республики Беларусь, - Советом Министров Республики Беларусь (38, ст.

7).

Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений, но не всякое решение Конституционного Суда является нормативно-правовым актом. Таковым является заключение по конституционному процессу. Только заключение по процессу конституционного судопроизводства относительно проверки конституционности нормативного акта, (то есть соответствие или несоответствие его актам обладающим более высокой юридической силой, в целом Конституции) могут нести юридические свойства, характерные для нормативно-правовых актов .

Согласно ст. 47 закона «О судопроизводстве и статусе судей

Верховного Суда» разъяснения Пленума Верховного Суда являются обязательными не только для судов, но и иных органов, должностных лиц, которые применяют закон.

Роль постановлений Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда в формировании права имеют вторичную роль в силу того, что приоритет всегда имеет законодатель. Однако посредством разъяснения закона или иного нормативного акта, постановлениями указанных органов обеспечивается однозначное применение правовых норм. В некоторых случаях разъяснения пленумов не только уточняют текст закона, но и восполняют в нём пробел на основании действующего законодательства по принципу приоритета права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.