Рефераты. Международное публичное право






Гос.граница – это линия и проходящая по ней плоскость вертикально вверх и вертикально вниз, которая ограничивает гос.территорию. Гос.границы: 1. сухопутные (ограничение одного государства от другого. Установлением границ является международный договор. Делимитация – установление границы на основе договора и нанесение ее на карту. Демаркация -  перенос границы с карты на местность. Эти границы учитывают рельеф местности и называются орографические. Геометрические – границы, которые проходят по прямой линии. Астрономические – границы, которые проходят по меридианам и параллелям). 2. водные (речные (которые разделяют: а) пограничные стороны и составляются соглашением (граница по Тальвичу, т.е. по самому глубокому месту) б). по судоходным рекам (граница по форватору, т.е. по пути корабля); озерные (по прямой линии, которые соединяют 2 точки выхода сухопутной границы); морские (это внешние пределы территориального моря, либо линии соединяющие территории смежных или противолежащих государств (пример: Балтика). Ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (отчет с точки наибольшего отлива); воздушные (это боковые и внешние пределы. Воздушные пределы = 100 – 110 км)). Наряду с договорными границами существует признание исторически сложившихся границ (т.е. ни один договор не «скреплял» это границы, а они просто исторически сложились). Режим гос.границ может устанавливаться: - соглашением гос-тв, - внутренним законодательством государств, - соглашением сторон (стороны согласовывают установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за пограничным знаком и т.д.). Пограничные комиссары принимают меры для предотвращения перехода гос.границы; принимают меры для соблюдения порядка гос.границы. Если серьезное нарушение, то подключается дипломатия. В одностороннем порядке договор о прекращении границ не может быть прекращен. Межд.реки – это реки, которые протекают или разделяют территорию 2-х или более государств.  Судоходство по пограничной реке 3-ей стороной в том случае, если такое судоходство отрегулировано конвенцией.

14. Территориальные споры и изменения границ

Современное международное право дает для изменения границ несколько оснований: 1- осуществление народами и нациями права на самоопределение, при котором происходит разделение и восстановление государств или народов, естественным следствием чего является установление новых государственных границ или ликвидация старых. 2- это обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм права, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальные споры, как и все международные споры вообще, должны разрешаться согласно принципу мирного разрешения споров.

15. Междун реки

Это реки, пересекающие тер-ри двух или более гос-тв (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть судоходными, несудоходными, пограничными. Их прав.режим регулируется межд.договорами между заинтересованными прибрежными гос-вами, а реки используемые для судоходства – с учетом инетересов др.гос-тв. Режим должен учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным гос-вам, защита фауны, речной среды и др.принипы МП. Могут учитываться Хельсинские правила использования вод межд.значения 1966г., касающиеся общих положений предотващения загрязнения водной среды, судоходства, лососплава, разрешение споров. Или нормы Женевской конвенции 1923г о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила: всестороняя деятельность одного гос-ва по использованию вод межд.реки не должна наносить ущерба аналогичной деят-ти другого гос-тва и его тер-ри Контроль за соблюдением условий договоров – смешанные речные комиссии. Дунай – межд.река в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 (РФ, Украина,Болгария, Венгрия, Румыния..) Новигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех гос-тв на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий тогового судоходства. Плаванье воен.кораблей непридунайских гос-тв запрещено. Придунайские гос-тва обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех правил прибрежных гос-тв заходить в порты, производить в них погрузочные работы, посадку, высадку пассажиров,.пользоваться судовыми радиостанциями. Для покрытия расходов по побеспечению судоходства придунайские гос-ва по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы.

16. Понятие населения и его междун-но правовая регламентация

 Под населением чаще всего понимают совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из  следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев и лиц без гражданства. Существуют и промежуточные категории, например лица имеющие двойное гражданство.

международно-правовая регламентация положения населения. Имеется ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к населению, в частности по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима иностранцев.  

17. Понятие гражданства и его регламентация. Приобретение и утрата гражданства.

 Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательство государства. Приобретение гражданства: 1- в общем порядке: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство); 2- в исключительном порядке: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация. б) оптация или выбор гражданства. в) реинтеграция или восстановление в гражданстве. Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства. двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более государств. Безгражданство (лица без гражданства - апатриды) - это отсутствие у лица гражданства какого-либо гражданства (оно может быть абсолютным или относительным).

18. Двойное гражданство. Безгражданство.

Двойное гражд. – пребывание лица одовремешю в гражд-ве двух или более гос-ств. Такое положение может возникнуть при натурализации или при рождении ребенка на тер-рии гос-ства, применяющего принцип "права почвы", у родителей, являющихся гражданами гос-ства, применяющею принцип "права крови", а также в силу закона. Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражд-во иностранного гос-тва при этом это не исключает его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из рос-кого гражд-ва, если иное не предусмотрено фед.законом или межд.договором России. С точки зрения нац-ного права для гос-тва 2-ое гражд-тво его гражданина не имеет значения, так как применяется принцип эффективного гражд-тва: лицо с двойным гражд-вом признается гражд-ном гос-тва, на тер-рии кот-го оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами чел-ка. Безгражд-во – положение лица, которое не состоит в гражд-ве никакого гос-тва: не имеют устойчивой правовой связи ни с одним гос-твом и не могут рассчитывать на диплом.защиту какого-либо гос-тва. Безгражд-тво возникает в случаях: лицо вышло из гражд-ва своего гос-тва и еще не приобрело гражд-ва др. гос-тва и др. Права апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. (РФ не участвует). Имеются два вида межд.дог-ров, посвященных вопросам двойного гражд-тва: - дог-ры, направленные на устранение последствий двойного гражд-тва (в связи с оказанием диплом.защиты или с воен.службой - Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражд-тве, 1930г, глава II Страсбургской конвенции о множественном гражд-тве 1963г и ряд двусторонних дог-ов; - дог-ры, направленные на ликвидацию двойного гражд-тва – соглашение СССР по вопросам гражд-тва с Монголией 1937г (соглашение устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации). Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущ-ные права, предусматривает свободу предпринимательства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание межд.органа, в который могут обращаться лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Ген.Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

19. Беженцы и перемещенные лица.

Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований , военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Конвенция и Устав УВКБ (Управление Верховного комиссара по делам беженцев) включают в понятие "беженцы" лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой. Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Перемещенные лица - это лица насильственно вывезенные в ходе второй моровой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий. В Конвенции о статусе беженцев 1961 г. термин "перемещенные лица" не встречается.

20. Понятие иностранца. Понятие режима иностранца и его виды.

Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо гос-тва, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого гос-ства. Единого для всех гос-ств межд.договора,  определяющего прав.статус иностранцев, не существует. Каждое гос-тво самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условии допуска иностранцев на свою тер-рию (система виз), их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на прав.статус иностранцев оказывают влияние межд.договоры в области прав и свобод человека. Прав.статус иностранцев, определяющий обьем их прав и обязанностей на тер-рии какою-либо гос-тва, часто обозначается термином "режим иностранцев". Наиболее распространенными режимами иностранцев являются: национальный режим (уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изьятиями, установленными законом); режим наибольшего благоприятствования (иностранцам предоставляются такие же права, которые представляются гражданам любого третьего гос-тва). Объем прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех иностр. гос-ств, хотя он меньше, чем при нац-ном режиме; спец.режим, устанавливаемый в договорном порядке между заинтересованными гос-твами и касающийся, например, правового статуса военнослужащих одного гос-тва, размещенных на тер-рии др. гос-ства на договорной основе. При первых двух режимах общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав собственных гражцан гос-тва, за исключением некоторых ограничений, касающихся запрещения занимать определенные должности или заниматься отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны соблюдать законы и правила (и обычаи) гос-тва пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной, гражд-кой или админ-вной ответ-сти по законам гос-тва пребывания с извенеием об этом консула страны гражданства иностранца, которая обеспечивает своему гражданину диплом.защиту и в любое время может отозвать его обратно. Правовое положение иностранцев в РФ определяется Конституцией и др. фед.законами. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ и несут обязанности на равне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных фед.законом или межд.договором РФ" (ст. 62 Конституции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.