Аппараты защиты. На шлюзах применяются максимальная токовая и
минимальная защита. Для максимальной токовой защиты двигателей ворот и
затворов обычно используют электромагнитные или индукционные реле
максимального тока серии РЭ и ИТ, Для защиты от перегрузок электротепловые
реле ТР, для минимальной защиты - реле напряжения.
Реле промежуточное используется для подготовки цепей управления к
заданным операциям ( например, цикловому или раздельному управлению ).
Кроме того, промежуточные реле в некоторых случаях позволяют сократить
число контактов, включаемых в цепь управления. Например, вместо того чтобы
включить кнопку " Стоп " всех постов управления в цепь управления, можно
включить их цепь катушки промежуточного реле. При нажатии любой из этих
кнопок размыкаются контакты этих реле в цепи управления и происходит
остановка привода. В качестве промежуточных реле широкое применение
находят реле серии РП.
Реле времени служат для управления контакторами ускорения, а также в
других случаях, когда необходимо, чтобы между двумя операциями был
определенный промежуток времени. Для этих целей на водных путях в основном
используются электромеханические реле с приводом на переменном токе и
электромагнитные реле времени постоянного тока.
Кнопки и ключи управления применяются общего назначения, рассчитанные
на работу в условиях повышенной влажности.
Путевые выключатели. На шлюзах черезвычайно распространены путевые
выключатели. Они служат для отключения двигателей при достижении затворами
конечных и предельных положений, а также для блокировок. Различают путевые
выключатели двух типов: блок - аппараты и конечные выключатели. Первые, по
своему устройству подобные командоконтроллерам, являются средством
управления и блокировок в функции пути, а вторые, обычно рычажного типа,
устанавливаются для срабатывания в конце пути.
На гидротехнических сооружениях находят применение и бесконтактные
выключатели, работа которых основана на изменении их индуктивного или
емкостного сопротивления при перемещении подвижного якоря. Такие
выключатели малогабаритны, герметичны, с успехом работают в агрессивной
среде, и в частности в подводных частях сооружений.
Панели и пульты. Аппаратуру управления и защиты располагают, как
правило, на контакторных панелях, собранных из прямоугольных изоляционных
плит и укрепленных на угловых стойках. Коммутационную аппаратуру, реле
управления и защиты устанавливают на лицевой стороне с выводом защиты для
монтажа с обратной стороны панелей, где находятся измерительные
трансформаторы и пускорегулирующие резисторы. Размещение чувствительных
реле на контактных панелях в непосредственной близости от мощных
контакторов имеет существенный недостаток, заключающийся в ложных
срабатываниях реле от вибрации, вызываемой включением и выключением
контакторов. Поэтому на современных шлюзах чувствительную аппаратуру
управления располагают на отдельных панелях, называемых панелями
автоматики. Командоаппараты и приборы технологического контроля и
сигнализации устанавливают в полном объеме на центральном или в
сокращенном на местном пультах управления. Все приборы и устройства на
центральном пульте управления размещают в соответствии с мнемонической
схемой объекта. Центральный пульт находится в отдельном помещении, чтобы
обеспечить оператору хорошую видимость объекта. Местный пульт обычно
устанавливают непосредственно около управляемого механизма и снабжают
запирающейся крышкой.
1.4.в Оперативная сигнализация. К числу основных устройств сигнализации
и контроля относятся устройства производственной ( оперативной, поисковой
и аварийной ) сигнализаций. Среди них наиболее заметное место занимает
оперативная сигнализация.
Для успешной работы оператор шлюза должен иметь возможность в любое
время установить, в каком положении находятся ворота и затвор ( насколько
они открыты или закрыты ), а также каковы уровни воды в камере и обоих
бьефах. Для этой цели применяется оперативная указательная ( индикаторная
) сигнализация. На (рисунке 6,а и б) изображены показатели положения
подъемно - опускных и двустворчатых ворот. Основу указателей составляют
сельсины, образующие систему синхронной связи (см. п. 30 ).
С приводом ворот связан ротор сельсина - датчика, который
поворачивается при их перемещении. При этом поворачивается и ротор
сельсина приемника, электрически соединенного с сельсином - датчиком. С
сельсином - приемником, находящемся на центральном пульте управления,
связан указатель, который и отражает положение ворот.
Указатель уровня воды в камере работает следующим образом. На одной из
голов шлюза устанавливают колодец, сообщающийся с камерой, в который
помещают поплавок, закрепленный на тросе и уравновешенный противовесом.
При изменении уровня воды в камере поплавок поднимается или опускается,
отчего начинает вращаются ролик, охватываемый тросом. Это вращение
передается через редуктор сельсину - датчику и через сельсин - приемник
отражается на экране стрелочного, ленточного или цифрового указателя.
Аналогично работают и указатели уровня воды в бьефах.
Как известно, дифференциальный сельсин - приемник позволяет определить
угол рассогласования между роторами двух сельсинов - датчиков. Этот
принцып положен в основу работы указателей ( индикаторов ) разности
уровней воды в камере, верхнем или нижнем бьефах и указателей перекоса
затвора.
Обмотка статора дифференциального сельсина - указателя разности уровней
получает питание от ротора сельсина - датчика, угол поворота которого
зависит от уровня воды в бьефе ( верхнем или нижнем ), а обмотка ротора
включена на зажимы ротора датчика, угол поворота которого зависит от
уровня воды в камере. Указатель разности уровней воды необходим для
управления воротами шлюза.
Указатель перекоса предусматривают, если затвор поднимается и
опускается с помощью двух механически не связанных двигателей,
установленных на противоположных устоях камеры. Даже при наличие "
электрического вала " в таких случаях возможно появление перекоса. Перекос
затвора весьма опасен из - за увеличения напряжений в нем и возможности
его заклинивания, а также перегрузок электрических двигателей.
Статор дифференциального сельсина - указателя перекоса получает питание
от ротора сельсина - датчика положения левой стороны затвора, а его ротор
подключен к ротору сельсина - датчика положения правой стороны затвора.
Если перекос превышает заданное максимальное значение, цепь управления
данным приводом автоматически разрывается.
Рассматриваемые приборы выполняют не только функции сигнализации, но и
контроля. Они имеют контакты, замкнутые при угле рассогласования, не
превышающем заранее заданного значения, и разомкнутые, если этот угол
больше допустимого. Контакты указателей включаются в цепь соответствующих
реле, а контакты последних - в цепь управления. На (рисунке 6) приведена
принципиальная схема оперативной указательной сигнализации для одного из
шлюзов.
На схеме приняты следующие обозначения: ВСВ - датчик уровня воды
верхнего бьефа; ВС11 - датчик положения ворот верхней головы; ВС12
- то же, правой стороны; ВЕВ2 - приемник разности уровней воды между
верхним бьефом и камерой; ВЕВ - приемник абсолютного уровня воды верхнего
бьефа; ВЕ1 - приемник положения ворот верхней головы; ВЕР1
- приемник перекоса ворот верхней головы; ВС2 - датчик уровня воды в
камере; ВСН - датчик уровня воды в нижнем бьефе; ВС31 - датчик положения
левой створки ворот нижней головы; ВС32 - датчик положения правой створки
ворот нижней головы; ВС41 - датчик положения левого затвора галерей; ВС42
- то же правого затвора галерей; ВЕН2 - приемник разности уровней воды
между камерой и нижним бьефом; ВЕН - приемник абсолютного уровня воды в
нижнем бьефе; ВЕ31 - приемник положения левой створки ворот нижней головы;
ВЕ32 - приемник положения правой створки ворот нижней головы; ВЕ41 -
приемник положения затвора левой галереи; ВЕ42 - приемник положения
затвора правой галереи; KV2 - реле напряжения цепи питания сельсинов; КВ2
- реле разностей уровней воды межу верхним бьефом и камерой; КН2 - реле
разностей уровней воды между камерой и нижним бьефом; KV1 - реле перекоса.
Как видно из схемы, в камере, в верхнем и нижнем бьефах, установлено
три датчика: ВС2 - датчик уровня воды в камере; ВСВ - датчик уровня воды в
верхнем бьефе; ВСН - датчик уровня воды в нижнем бьефе, каждый из которых
питает ротор обычного сельсина - указателя уровня. Кроме того, каждый из
этих датчиков питает одну из обмоток дифференциальных сельсинов,
контролирующих разность уровней. Для ворот верхней головы на схеме
показано три датчика. Один из них - ВС1 - питает ротор приемника,
указывающего положение затвора, два других - ВС11 и ВС12, связанных с
левой и правой сторонами ворот, - питают дифференциальный сельсин -
указатель перекоса. Что касается двустворчатых ворот и затвора
водопроводных галерей, то на каждые створку и затвор установлено по одному
датчику, питающему ротор приемника, который указывает положение той или
иной створки или затвора.
Указатели разности уровней и перекоса снабжены контактной системой.
Контакты указателей включены последовательно с катушками промежуточных
реле разности уровней и перекоса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14