Рефераты. Разработка логической схемы управления двустворчатых ворот судоходного шлюза






специальными судопропускными сооружениями в виде шлюзов или

судоподъемников.

Улучшение судоходности водных путей повышает безопасность плавания и

является одним из условий успешного развития водного транспорта. Оно, в

частности, осуществляется подъемом воды напорными гидротехническими

сооружениями с судоходными шлюзами или судоподъемниками.

Судоходным шлюзом называется сооружение, предназначенное для перевода

судов из одного бьефа в другой, отличающихся уровнем воды. Разность

уровней воды в верхнем и нижнем бьефах воспринимается шлюзом как напор.

Схематический план и продольный разрез однокамерного шлюза приведены на

рисунке 1.

Шлюзование осуществляется с помощью камеры 1, разделяющей бьефы, и

устройств, позволяющих выравнивать уровни воды в камере отдельно с верхним

и нижним бьефами. Со стороны каждого бьефа камера имеет судоходные

отверстия, перекрываемые воротами 2. Для маневрирования воротами шлюзы

оборудуются механизмами, располагаемыми на площадках или помещениях голов

шлюзов.При наполнении и опорожнении камера соединяется с бьефами

водопроводными галереями 3, которые перекрываются затворами. Водопроводных

галерей и затворов может не быть, если для наполнения или опорожнения

используются судоходные отверстия.

Для ремонта шлюза предусматриваются затворы, позволяющие отделить его

от верхнего и нижнего бьефа при осушении камеры.

Кроме ворот и затворов с механизмами, камеры шлюза оборудуются

причальными устройствами для учалки судов.

Примыкающие к верхней и нижней головам шлюза подходы состоят из каналов

для захода судна в шлюз, направляющих устройств, обеспечивающих

безопасность входа судов в камеру, причальных устройств и сооружений для

отстоя судов в ожидании шлюзования.

Обеспечение четкой и безопасной проводки судов на современных шлюзах

гарантируется с помощью навигационной сигнализации, связи и

автоматического управления всеми операциями шлюзования.

На внутренних водных путях нашей страны эксплуатируются более 100

судоходных шлюзов. Габариты шлюзовых камер достигают: длина - 300 м,

ширина - 30 м, напор на одну камеру - 20 м.

Различные по своим техническим характеристикам современные судоходные

шлюзы представляют собой уникальные сооружения с высокой степенью

электрофикации, которая позволяет коренным образом улучшить технологию

производственных процессов и условия труда обслуживающего персонала.

Состав и характер электрического оборудования шлюза определяются его

местом в технологической линии, интенсивностью движения на водной

магистрали и уровнем автоматизации управления.

Успешная работа судоходного шлюза зависит от надежности и четкости

действия всех элементов электрического оборудования. В процессе

проектирования и строительства шлюзов предусматривается, что их

электрическое оборудование должно обеспечивать:

заданный технологический режим работы объекта;

постоянную готовность к действию;

возможность дистанционного, а в необходимых случаях и автоматического

управления;

экономичность и полную безопасность работы.

Указанные требования выполнимы лишь при высокой степени электрификации,

автоматизации и качества электрического оборудования.

1.2. Состав и назначение механического оборудования гидротехнических

сооружений.

Механическое оборудование шлюзов делится на:

основное, предназначенное для непосредственного выполнения операций по

пропуску судов через шлюз. К нему относятся рабочие ворота, затворы и их

механизмы;

вспомогательное, необходимое для обеспечения пропуска судов по

определенной схеме и включающее подвижные и неподвижные причальные

устройства;

ремонтное, предназначенное для отделения камеры от верхнего и нижнего

бьефов, состоящее из ремонтных и аварийных ворот, подъемных устройств,

насосных агрегатов и т.п.

Различные размеры камер шлюзов и назначения напоров, а также специфика

работы вызвали появление большого разнообразия конструкций шлюзовых ворот

( плоские,подъемно-опускные, сегментные, откатные, двустворчатые и другие

) и затвор галерей ( плоские, сегментные, цилиндрические, дисковые и

т.п.).

В настоящее время наибольшее распространение получили плоские подъемно-

опускные и сегментные ворота для верхних голов шлюзов, двустворчатые - для

нижних, плоские и цилиндрические затворы - для галерей.

Плоские подъемно - опускные ворота ( рисунок 2 ) представляет собой щит

1, перекрывающий судоходное отверстие и перемещающийся на

колесных или скользящих опорах в вертикальных боковых пазах 2. Нижняя

часть ворот выполнена с наклоном в сторону камеры для направления струи

при наполнении на гасители и устранения вакуума под щитом и при его

подъеме. Аналогичное устройство имеют и плоские затворы водопроводных

галерей.

В эксплуатационных условиях ворота могут принимать три положения: 1)

рабочее ( судоходное отверстие перекрыто ); 2) наполнение

( открыта часть судоходного отверстия ); 3) судоходное ( судоходное

отверстие открыто ).

По эксплуатационно - гидравлическим требованиям при наполнении камеры

шлюза ворота приподнимаются над рабочем положением на 1-3 м с ограниченной

скоростью до 0,2-0,6 м/мин, а по окончании наполнения, на скорости,

превышающей скорость перемещения при наполнении в 20-25 раз, они

опускаются в судоходное положение. В рабочее положение из судоходного

ворота перемещаются также с большой скоростью.

Плоские ворота конструктивно просты и позволяют перекрывать судоходные

отверстия значительных размеров при относительно небольших габаритах голов

камеры. Однако перемещение в вертикальной плоскости и требование двух

резко отличающихся скоростей движения вызывает необходимость применения

сложных приводных устройств и сооружения помещении для расположения

электромеханического оборудования.

Сегментные ворота (рисунок 3 ) по назначению аналогичны плоским

подъемно - опускным, но перемещаются они не по вертикали, а по дуге.

Рабочая поверхность их криволинейна, что позволяет за счет давления воды в

операции наполнения камеры обходится меньшими усилиями для подъема таких

ворот по сравнению с плоскими.

Двустворчатые ворота (рисунок 4 ) состоят из двух полотен 1,

вращающихся вокруг вертикальных осей, расположенных у стен камеры

2. В закрытом состоянии полотна опираются друг на друга опорными подушками

створных столбов, образуя угол 160-170о с вершиной,направленной в сторону

большего уровня воды ( верхнего бьефа ), создающего усилие для удержания

створок закрытыми.

В эксплуатационных условиях двустворчатые ворота могут занимать лишь

два положения: рабочее ( судоходное отверстие закрыто )и судоходное (

судоходное отверстие полностью открыто ), так как наполнение камеры шлюза

при такой системе ворот осуществляется с помощью обводных галерей,

снабженных своими затворами.

Цилиндрические затворы водопроводных галерей (рисунок 5 ) представляет

собой цилиндр 1, установленный в специальной нише и перекрывающий

водопроводное отверстие своей торцовой частью. Рабочее перемещение затвора

осуществляется в вертикальной плоскости с помощью винтовой передачи 2 или

гибкого тягового органа.

Благодаря цилиндрической форме поверхности затвора боковое давление

воды на него уравновешивается, поэтому подъемное усилие при маневрирование

затвором невелико. К недостаткам цилиндрических затворов относятся

потребность в сложной форме галерей и чувствительность к вибрациям.

Механизмы ворот и затворов различаются в зависимости от размеров

шлюзов, их конструкции и общей компоновки. Все механизмы, как правило,

имею редукторы или гидравлические передачи и тяговые органы. В качестве

последних применяются цепные, тросовые, кривошипно-шатунные,штангово-

цепные и штанговые устройства.

Гидравлические передачи используют как для изменения передаточного

числа и скорости движения рабочего органа, так и для получения

необходимого вида механической характеристики привода. В гидравлических

передачах рабочем телом является жидкость, свойства которой и определяют

особенности этого типа передач.

Как и в любой передаче, в гидравлической также имеются входное и

выходное звенья: первым может быть вал насоса,вторым - поступательно

перемещающийся поршень в гидроцилиндре.

Гидравлические передачи делятся на гидростатические ( объемного

действия ) и гидродинамические. В первых давление, создаваемое насосом,

передается через жидкость как рабочее тело на исполнительный орган, во

вторых жидкость приводится во вращательное движение ведущим звеном и

увлекает за собой ведомое.

Мощность гидростатических систем в основном определяется давлением

жидкости, и расход ее сравнительно невелик. Гидродинамические системы,

наоборот, характеризуются большим расходом жидкости и малым статическим

давлением.

Гидростатические передачи, способные обеспечить большие передаточные

числа и преобразовать вид движения, получили преимущественное применение

на водном транспорте. Выходные звенья этих передач могут иметь возвратно-

поступательное, вращательное или возвратно-поворотное движение (

соответственно силовые гидроцилиндры, гидромоторы, моментные гидроцилиндры

).

На рисунке 6 представлена простейшая гидропередача, преобразующая вид

движения. Давление, создаваемое насосом 1, с помощью распределителя 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.