Рефераты. Управление социальным развитием организации






Первый уровень планирования -- это планирование соци-ального развития трудовых коллективов. Различные виды производственных коллективов предполагают при планиро-вании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наибо-лее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах.

Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сде-лать для успешного развития производства и как он сам бу-дет изменяться под влиянием научно-технического и соци-ального прогресса.

Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для че-ловека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса -- в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз-можностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа яв-ляется совершенствование материального и морального сти-мулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованнос-ти людей в конечных результатах труда.

Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с произ-водственной организацией, городом или районом ( а следова-тельно, и со всем обществом) не должны протекать спонтан-но, случайно, стихийно, а должны быть выражением созна-тельной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.

На региональном уровне социальное планирование пред-ставляет собой особую форму целенаправленного регулиро-вания социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирова-ния всего общественного организма огромное значение при-обретает выравнивание уровней социального развития в тер-риториальном разрезе и особенно регулирование миграцион-ных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потреб-ление культурных ценностей. Как показал опыт, главной це-левой установкой для регионального социального планирова-ния является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов -- развитие нации, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образова-ния -- требует нахождения того, что характеризует его сущ-ность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изуче-нии социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отрас-левого и регионального планирования в интересах эффектив-ного функционирования общества. Особенностью регионально-го планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупно-стью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед рес-публикой или областью, не всегда по своей актуальности со-впадают с общегосударственными.

1.1.2. Формы социального планирования

Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом: во-первых, адресным планирова-нием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (эко-номических и социальных) рычагов.

Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное, планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государ-ственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уров-ня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения от-ражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.

По своей сути социальное планирование связано с опреде-лением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требу-ется времени не только для всестороннего научного обоснова-ния принимаемого решения, но и для его осуществления. Вре-менная протяженность планового периода не может быть за-дана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитиро-вал себя, ибо он давал простор командным методам, игнори-руя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.

При планировании социальных процессов с помощью кос-венных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определя-ется, какие элементы, составные части не поддаются госу-дарственному и общественному регулированию. Применитель-но к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных послед-ствий и негативных результатов.

В действительности самого процесса планирования выявля-ются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать коли-чество трудовых затрат, не требующих квалификации или тя-желого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации ра-бочих. Планы повышения их про4юссионального уровня предполагают, прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, -- это является особенно важным -- многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.

Многие социальные процессы характеризуются тем, что они имеют ограниченные условия в своем развитии. Планирование этих условий необходимо для определения области свободы. Это связано с тем, что социальное планирование, с одной сто-роны, опирается на наличие материальных, финансовых, тру-довых ресурсов. Но, с другой стороны, любой социальный про-цесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры на смежные области общественного развития.

Очень важно при социальном планировании учитывать ин-тересы конкретных социальных групп. При решении экономи-ческих задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной зада-чи. Добиваться же минимизации затрат при планировании соци-альных процессов -- значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.

Следует заметить, что эти две формы планирования в чис-том виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.

1.3. Методы социального планирования

Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отно-шений и социальных структур. Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы разви-тия общества опираются возможные способы реализации це-лей, на что они направлены и в каких организационных фор-мах воплощаются.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ог-раниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных от-ношений, когда особенно важно видеть социальные послед-ствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благо-приятные условия для проявления творческой активности.

Научность и обоснованность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Тре-бования данного метода служат основой для составления по-казателей социального развития на различных уровнях соци-альной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых за-даний, определить ориентиры для развития многих обществен-ных процессов и отношений.

Выделим некоторые общеприменимые методы социально-го планирования, которые позволяют осуществлять планиро-вание на различных уровнях.

а. Аналитический метод социального планирования.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обоб-щение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планиро-вания социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации на-меченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно бо-лее полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся по-следовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной со-циальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

б. Комплексный метод социального планирования.

Комплексный метод представляет собой разработку про-граммы с учетом всех главных факторов: материальных, фи-нансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального про-цесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.

В социальном планировании все тире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением неотложных ключевых задач общественного разлития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или не-скольких социальных институтов. Полученные выводы по-могают скорректировать ход развития планируемого процес-са, проверить на практике прогнозируемые положения и вы-воды.

в. Экономико-математические методы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.