? помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;
? привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;
? распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;
? консультирование детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций;
? выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций;
? помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
А основными задачами социального педагога является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка.
Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.
На основе практических наблюдений за работой социального педагога в школе мы пришли к выводу, что его базовые умения и качества следующие:
? слушать клиента и задавать вопросы;
? проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;
? проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;
? деликатность, чувство такта;
? быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы;
? быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;
? быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;
? всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;
? защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;
? информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;
? соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;
? нести персональную ответственность за качество своей работы;
? защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;
? не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;
? стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.
Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является:
? наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);
? беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед.работниками;
? анализ анкет, социологических опросников;
? участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;
? анализ профессиональной социально-педагогической документации.
Обязательной документацией для социального педагога является:
1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.
2. Медико-психолого-педагогическая характеристика школьников.
3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.
4. Ежедневный и годовой планы работы.
5. Другая документация.
Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.
Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.
Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.
Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.
Опишем эпизод работы социального педагога в школе на примере пла-на работы на 2005 - 2006 уч.год. пятидневный рабочий день, которой длится с 9.00 до 16.00:
1.Работа с малообеспеченными, многодетными и неблагополучными семь-ями. (При этом используется связь с классными руководителями).
2.Составление картотеки на каждого ребёнка из многодетной или не-благополучной семьи (см. приложение № 10).
3.Обеспечение льготными проездными билетами детей из многодетных, малообеспеченных семей.
4.Постановка на бесплатное питание детей из многодетных и малообеспеченных семей.
5.Выдача пособий на школьную и спортивную форму.
6.Акты обследования жилищно-бытовых условий.
7.Акты обследования семьи учащегося (схему акта см. в приложении № 9).
8. Организация летнего отдыха (май - август).
Итак, из вышеизложенного текста видно, что социальный педагог ра-ботает с опекаемыми семьями, а также работает в области охраны прав детства (см. приложение № 4 и № 5).
Социальным педагогом школы составляется акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого учащегося. За педагогом закреплены 25 малообеспеченных и многодетных семей по микрорайону. Дети из 13 данных семей учатся в школе № 25.
Каждые полгода Ирина Михайловна составляет отчет о работе с малообеспеченными и многодетными семьями, с детьми-сиротами, с деть-ми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в микрорайоне школы № 25. Составляет социальный паспорт учащегося (см. приложение № 11).
Заключение
В чем основное назначение социального педагога? Это соци-альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реа-билитацию и адаптацию.
Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Под-держать ребенка в трудную минуту -- дело не легкое.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.
Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.
Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.
Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10