Рефераты. Социальная работа в школе






Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения обра-зования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т.д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.

Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормаль-ных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заня-ты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении дет-ского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); вы-яснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка де-тей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам.

Второй подход, когда социальные работники включаются в штат шко-лы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобрета-ет в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она ве-лась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолировано от воспитания, они представляют собой еди-ный взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения сво-бодного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье".

А вот, например, в США работа полицейского главным образом направлена на профилактику правонарушении учениками школ. Полицейские ходят в дет-ские сады, школы, проводят беседы с детьми. Полицейские, работающие в этом направлении, постоянно посещают школу, играют с детьми, интере-суются их проблемами и помогают им в их разрешении.

1.6. Центры социального обслуживания семьи и детей

В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра-вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд-ным подросткам, организовывается семейный отдых.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз-личных служб. Так, одной из них является служба социальной реа-билитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помо-гают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

 В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершен-нолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголи-кам и наркоманам.

 В центрах реабилитации детей-инвалидов -- оказывается пси-хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ-ляется профессиональная подготовка.

 Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекают-ся отцы, предоставляется возможность родителям на несколько ча-сов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществ-ляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа-ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо-бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к мага-зинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подро-стков и молодежи -- дома по интернатному принципу, где они жи-вут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, мо-гут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую об-становку, осуществляют психологическое и педагогическое просве-щение всех ее членов.

Распространенной формой работы с трудными детьми и под-ростками являются центры социальной реабилитации детей и под-ростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кри-зисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юри-дическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролиру-ют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрос-тков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

 В дошкольных центрах социально-педагогической поддерж-ки занимаются обучением и воспитанием детей по программе дет-ских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре-абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом раз-витии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить ин-дивидуальные программы можно только вместе с родителями.

Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «груп-пы риска»: те, которые оказались в тяжелом материальном поло-жении, в которых родители учатся, работают на вредном произ-водстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие де-тей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль-ные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль-тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Что касается организации семейного досуга, то основные направления социального педагога по данному вопросу в этом центре, да и в различных других центрах, а также и при школах такова, что эта работа социального педагога направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрос-лых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают сво-их детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей. Самый приемле-мый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Доступный для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают своих сверстников. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные. Походы бывают многодневные. Важной является подготовка к походу, разработка маршрутов похода, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы груп-па не превышала 20 человек.

Силами энтузиастов объединяя людей в группы, кружки, сту-дии, секции создаются семейные клубы. Их объединяет одна идея. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие спортом, искусством и др.

Семейные лектории не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот родители пополняют свои зна-ния о воспитании детей. Группы в лектории создаются продолжи-тельные или разовые. Программа составляется в зависимости от ха-рактера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или без-работные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой роди-тели хотят больше знать о воспитании детей, об организации семей-ной жизни. Для каждой группы нужна отдельная программа. Так, у подростков возникают одни проблемы, у матери бросившей своих детей другие, или у родителей воспитывающих детей-инвалидов.

В конце главы можно сделать вывод, что в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые об-ществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.