Перечисляя качества личности социального педагога, все ис-следователи называют обязательно педагогический такт. Бестакт-ность педагога нарушает его связь с ребенком, мешает в реше-нии воспитательных задача К.Д.Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом. «Одни педагоги считают, -- писал он, -- это природная способность учителя влиять на уче-ника, другие, что это составная часть общей культуры учителя, третьи, что это отличное знание своего предмета и методики его изложения» [3,52].
Главным во всех этих учреждениях является работа соци-ального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить ос-новное в деятельности социального педагога в любом из перечис-ленных социально-педагогических и учебно-воспитательных уч-реждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.
Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, ра-ботает с личностью, ребенком или подростком, выделяю, как пер-востепенное, знание ребенка.
1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здо-ровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Зна-ния о ребенке он получает из беседы, проведения анкетиро-вания, анализа поведения и круга его общения.
2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обра-щая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить учас-тие, наметить пути выхода из кризиса.
3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педа-гогический такт, и мастерство в соблюдении меры в обще-нии с ребенком, сознательно дозировать свое воспитатель-ное воздействие на него, передозировка -- это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и зна-нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.
4. Организаторские способности социального педагога про-являются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившей-ся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.
5. Организаторская работа социального педагога направле-на также на подготовку и оформление опеки, на посредниче-ство между ребенком и обществом, государственными и об-щественными организациями, а главное помочь ребенку при-способиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность социального педагога направлена на то, что-бы помочь ребенку выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации.
Глава 2. Анализ работы социального педагога
МОУ «СОШ № 25» города Омска
2.1. Социально-воспитательная направленность
деятельности социального педагога школы № 25
Появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания вос-питания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы.
В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: «Развитие творческих способностей детей с девиантным поведением через игру», «Дорога в жизнь».
Задачи данной программы:
1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста;
2) расширить кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в поз-нании окружающего мира;
3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается;
4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отно-шения к ней.
Программа состоит из нескольких тематических циклов:
1. Мой дом, мои родные и близкие.
2. Моя школа, мои друзья.
3. Знакомство со службами города и профессиями.
4. Будем жить в ладу с природой!
Социальный педагог совместно с классным руководителем могут выб-рать на год несколько тематических циклов и строить социально-вос-питательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев.
Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог плани-ровала социально-воспитательную работу на одну четверть используя таблицу (см. приложение № 2).
Тритий год в школе апробируется программа по курсу «Полезные привычки» в 5-9 кл. В это учебном году внедряется в 10-11кл. программа «Мой выбор».
Осуществляется программа по правовому воспитанию школьников 5-9 кл. «Имею право» совместно в кл.руководителем Быковой С.В. Проводятся ролевые игры, тренинги по этой тематике:
1. «Ты попал в милицию…»
2. «Твои права и обязанности…»
3. «Как защитить себя от семейного насилия» и т.д.
Это программа подкрепляется участием школьников в мероприятиях районного дворца творчества по правовой тематике.
Представляет интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю.П.Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному:
1.Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.
2.Задачи социально-педагогической работы.
В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к кол-лективу и его деятельности:
1-ая группа (Ф.И.)- задачи: ...
2-я группа (Ф.И.)- задачи: ... и т.д.
Таким образом обращается внимание на следующих учащихся, требу-ющих индивидуального подхода: Ф.И., задачи, пути индивидуального подхода.
3.Система мер по решению поставленных задач. (Пример ведения табли-цы см. в приложении № 3).
4.Работа с родителями.
5.Дополнения, внесённые в план в ходе работы.
6.Анализ результатов выполнения плана работы.
2.2. Анализ работы с неблагополучными семьями
социального педагога школы № 25
Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 25 г.Омска И.М.Серебрякова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 2004 год:
«В своей работе я руководствуюсь нормативным документом «Положением о социальном педагоге образовательного учреждения», «Конвенции ООН о правах о ребенка», «Конституция», закон об орбразовании (см. приложение № 9). В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое слож-ное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравствен-ном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ре-бенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение.
Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей. Эту работу я проводила в тесном контакте с педагога-ми нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. В школе была организована по-мощь по сбору одежды и канцелярских товаров. Все дети из неблагополучных семей поставлены на учет в отдел соц.защиты ОАО г.Омска.
Например, семья Димаковой Иры, ученицы 7в класса: мать пьет, девочка практически не посещает школу, дома антисанитарная обстановка. В семье двое детей, они брошены. Семья неоднократно рассматривалась на совете профилактики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и комиссией по делам несовершеннолетних ОАО г.Омска, поставлена на учет в ОПДН.
Семья Раскидной Светланы, учащейся 9в класса. Мать с отцом ведут аморальный образ жизни: пьют, гуляют, не занимаются детьми. Девочка дважды совершила преступлении, по ее стопам пошел брат, ученик 3 класса. Семья неоднократно рассматривалась на совете профилактики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и комиссией по делам несовершеннолетних ОАО г.Омска, поставлена на учет в ОПДН.
Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт.
Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями.
Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз.
В работе Ирины Михайловны помогают инспектора ОПДН Проценко И.В., Горте И.А. Работе на микроучастке ведется в тесном контакте с комитетом территориально-общественного самоуправления «Чкаловский-3», председатель Нечитайлова М.Н.
Работа социального педагога даёт не сразу положительные резуль-таты. В своей работе соц.педагог сталкиваемся с разными трудностями, с различ-ными ситуациями. Ей хочется видеть наших детей счастливыми и радост-ными.
2.3. Деятельность социального педагога
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25№ г. Омска
Мы рассмотрели работу социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Омска в ее различных проявлениях и формах.
Если рассматривать направления работы Ирины Михайловны, то можно прийти к следующим выводам: направления работы школьного социального педагога следующие:
? помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10