Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дру-жит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учи-тель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле-мы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отноше-ния сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, род-ственников и других людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществ-ляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.
По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедлен-ного умственного развития.
Для социального педагога важно выяснить отношения ребен-ка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице -- трагедия, для других -- тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.
Здесь необходима чуткость социального педагога, сегод-ня семья переживает огромные трудности, но если ко всем со-циальным и экономическим бедам добавляется и больной ре-бенок -- это сверхтяжело.
Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь са-моубийством, становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.
Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре-бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».
При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:
? обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
? изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;
? организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;
? содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;
? представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:
? представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
? вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;
? собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
? делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
? информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
? вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
? вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
? возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;
? способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.
А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.
Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:
1. Тексты административных документов по со-циально-педагогической работе. Законов и подзакон-ных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Должностная инструкция;
3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
5. График тематических групповых консульта-ций, график индивидуальных консультаций для от-дельных групп населения;
6. Проекты или программы по отдельным наибо-лее актуальным направлениям социально-педагоги-ческой работы;
7. Документация: по учету правонарушений, от-клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш-рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт-роле;
8. Документация по вопросам опеки и попечитель-ства, регистрации по месту жительства и трудоуст-ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су-дебных органах;
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
10. Данные по изучению социального состава се-мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа-гогов, как субъектов образовательного процесса;
11.Учет мер по социальной защите детей из со-циально неблагополучных семей;
12.Методические рекомендации для родителей;
13.Методические рекомендации для классных ру-ководителей, учителей по решению проблем соци-альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж-личностных отношениях;
14.Систематизированная информация по город-ским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
1.5. Зарубежный опыт социальной работы
В различных странах мира существуют два подхода к этому направ-лению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобри-тании.
Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто при-крепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за ко-торые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками шко-лы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда воз-никают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями.
Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоста-вляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.
Социальные службы обеспечения образования отвечают за организа-цию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ре-бёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоя-тельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показы-вает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работ-ники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10