Рефераты. Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста






Индексация пенсий осуществляется с учетом финансовых возможностей обще-ства и не должна привести к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы.

В процессе реформирования необходимо осуществить изменения нормативно правовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета за-страхованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий.

Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льгот-ных пенсий с использованием накопительных механизмов.

Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых лю-дей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможностям и желанию.

Целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций учета государственного пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках Пенсион-ного фонда РФ.

Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнитель-ного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсион-ных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности.

Для создания условий проведения гибкой государственной политики пенсион-ного обеспечения в отношении отдельных категорий граждан необходимо принять федеральный закон о дополнительном материальном обеспечении граждан за осо-бые заслуги перед Российской Федерацией, определяющий общие принципы и ос-нования принятия решений об установлении ежемесячных доплат к пенсиям ли-цам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией.

Предлагаемая в Программе модель государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов обеспечивает сбалансирован-ность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в тече-ние всего переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страхо-вых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основными факторами, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансо-вого положения пенсионной системы в переходный период, являются:

реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступ-лений в Пенсионный фонд Российской Федерации;

учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пен-сий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом Российской Фе-дерации и другими источниками, включая федеральный бюджет и государст-венные социальные внебюджетные фонды;

законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;

повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

частичное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе.

В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсион-ному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительно-му принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государ-ственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных техноло-гических и природно-климатических условиях.

В целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему от-раслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями целесообразно

рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенси-онных взносов.

Предполагается в рамках тарифной политики по государственному пенсионно-му страхованию к 2010 г. выйти на ставку взноса, направляемого на формирование накоплений на именных пенсионных счетах, в размере 7-8%, а в долгосрочной перспективе добиваться паритетного соотношения между распределительной и на-копительной частями трудовых пенсий.

Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного эле-мента тарифа по государственному пенсионному страхованию:

2000 год -- 1%; 2003 год -- 3%; 2006 год -- 5%; 2009 год -- 7%.

Указанное повышение будет достигнуто перераспределением в пределах уста-новленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.

В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан на лицевом счете должна аккумулиро-ваться следующая дополнительная информация:

сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах;

сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление;

сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление;

сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в про-фессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начис-ленный инвестиционный доход по этим накоплениям.

Чтобы в максимальной степени отразить указанную информацию в составе ли-цевого счета каждого застрахованного лица должны быть открыты следующие субсчета:

условно-накопительный счет, на котором отражаются взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованным лицам будет назна-чаться часть трудовой пенсии, которая финансируется из распределительно-го источника;

именной накопительный пенсионный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируется начисленный инвестицион-ный доход, связанный с их инвестированием;

профессиональный пенсионный счет, открываемый для работников, участ-вующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. На этом счете отражаются дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инве-стиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через про-фессиональные пенсионные системы.

Размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков:

возраста;

страхового стажа;

страховых взносов;

заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы;

а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на имен-ные накопительные счета застрахованных.

Страховой стаж застрахованного лица представляет собой суммарную продол-жительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Начиная с 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости назначюатся в рамках системы персонифицированного учета на основе условно -накопительных счетов. В связи с этим за период начиная с 2001 г. основным стра-ховым показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пен-сии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплачен-ных страховых взносов.

Основным источником финансирования части трудовых пенсий, назначаемых на распределительной основе по данным условно-накопительных счетов, должны служить текущие поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации, за ис-ключением страховых взносов, направленных на накопление, и доходов от их ин-вестирования.

Страховые взносы, направленные на накопление, и доходы от их инвестирова-ния образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвестированию Пенсион-ным фондом Российской Федерации через независимые управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату части трудовых пенсий лицам, которые имеют соответствующие накопления на именных накопительных счетах в Пенси-онном фонде Российской Федерации.

Учитывая всеобщий характер включения работников в накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в те-чение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частичное финансирование выплат пенсий лишь после 2005 г.

Таким образом, начиная с 2005 года, трудовые пенсии для большинства выхо-дящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на рас-пределительной и накопительной основе.

По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц часть трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долго-срочной перспективе может достигнуть величины, равной величине трудовой пен-сии, финансируемой на распределительной основе.

В связи с этим необходимо предусмотреть с 2005 г. внесение изменений в по-рядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной осно-ве. Относительная величина части пенсий, назначаемых на распределительной ос-нове, должна постепенно уменьшаться по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме.

В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистра-ции взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальном лице-вом счете каждого работника таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно-накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам.

Предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов финансирования пенсий. Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рас-смотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков № 1 и 2 произ-водств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней про-фессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пен-сию на основе Списков № 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степе-ни фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника.

Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть синхрони-зировано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего по-вышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до прове-дения налоговой реформы.

Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках реорганиза-ции системы льготных пенсий, Назначаемых как в связи с особыми условиями тру-да, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномочен-ные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда РФ в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Предлагаемый подход к организации профессионального пенсионного страхо-вания непосредственно связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Россий-ской Федерации.

Лица, которые к моменту начала реформы профессиональных пенсий будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии на льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако про-должительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зависи-мости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного мини-мального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, упла-чиваемые за них работодателями, должны поступать в соответствующие профес-сиональные пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льгот-ной) пенсии на накопительной основе.

Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через про-фессиональные пенсионные системы.

В профессиональных пенсионных системах взносы работодателей должны от-носиться к затратам на производство продукции (работ, услуг). Целесообразно предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части на-логообложения инвестиционного дохода.

Реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхова-ния). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застра-хованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индиви-дуальных трудовых договоров.

Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспе-чения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой на-дежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.

Налогообложение добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) целесообразно организовать по следующей схеме:

освобождение взносов на добровольное дополнительное пенсионное обеспе-чение (страхование) от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива;

полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными ре-зервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала;

взимание подоходного налога с пенсионных выплат.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхо-вания) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответ-ственности;

совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного до-полнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее ин-формационной прозрачности;

установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фон-дов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений.

Первый уровень таких гарантий -- обязательный резервный фонд негосударст-венного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами.

Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих ком-паний, депозитариев и негосударственного пенсионного фонда.

Третий уровень гарантий -- гарантийный страховой фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю.

Участие в гарантийном страховом фонде целесообразно сделать обязательным для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пен-сионное страхование в РФ.

9. Заключение

С вступлением в этап пенсионной жизни у людей меняются ценностные ориентации и интересы. Это находит отражение на повседневной деятельности пенсионеров. Главными их интересами становятся дом (помощь в труде, в домашнем хозяйстве и уход за детьми), здоровье, пассивный отдых и, развлечения. Однако произошедшее в последние годы снижение уровня жизни большинства населения и, прежде всего, пенсионеров оказало существенное воздействие на этот стереотип поведения. Многие пенсионеры вынуждены искать дополнительные источники средств существования: продолжать работать (на предприятиях, в фирмах и т.д.), заниматься торговлей, кустарной деятельностью, садом-огородом и т.д. Это приводит к значительному увеличению трудовой нагрузки пенсионеров (оплачиваемой или приносящей доход и неоплачиваемой) и ухудшению условий отдыха.

Социальные последствия изменений в жизни пенсионеров неоднозначны. С одной стороны, для общества полезно использовать труд людей, имеющих, как правило, высокую квалификацию и большой жизненный опыт. С другой, поскольку пенсионеры вынуждены уделять меньше времени семье, это ведет к увеличению домашнего труда работающих и их трудовой нагрузки, которая и так довольно значительна. Наконец, для самих пенсионеров жизнь становится труднее и короче. Никакого «заслуженного отдыха» не получается.

Реализация рассмотренных принципов пенсионной реформы позволит посте-пенно стабилизировать финансовое положение пенсионеров и повысить их уровень жизни.

Список литературы:

1. Соловьев А.К . Экономика пенсионного страхования в России. -- М: Экономика и право. 2000.

2. Конституция Российской Федерации. -- М.: Юридическая литература, 1999.

3. Статистический сборник. -- М.: Гос-комстат России. 1996; Россия в цифрах: Статистический сборник. -- М.: Госкомстат России. 1997.

4. Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. // Пенсия, 1997. № 8 (11).

5. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Госкомстат России, М., 1997.

6. В Д. Патрушев. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социол. исслед. 1997. № 7.

7. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1999.

8. Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка // Социол. исслед. 2000. № 12.

9. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социол. исслед. 1999. № 9.

10. Белорусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.