Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систе-му пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспо-собном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязательной пенсион-ной системе на специальных условиях.
Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдель-ные категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государст-венной власти и т.д.
Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспе-чения в основном получили отражение в современной практике, которая в той или иной степени реализует основные принципы пенсионного страхования:
единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;
всеобщность;
обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;
государственная гарантия для всех застрахованных;
солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);
федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов);
автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;
поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем со-хранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего пе-риода жизни);
эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат;
зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительно-сти трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;
целевого использования страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;
возвратности пенсионных платежей;
зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительно-сти трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);
индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы.
Объективными причинами большинства современных проблем функционирова-ния пенсионной системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное не-выполнение на практике. Некоторые принципы пенсионного страхования изначаль-но не получили адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения. В на-стоящее время с учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве некоторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике.
В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:
из государственных средств (в рамках государственного социального обеспе-чения),
из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионно-го страхования),
из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).
Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:
индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;
накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;
групповое страхование -- пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.
В России до 1917 г. общества взаимного вспомоществования, выплачивавшие пенсии своим членам, назывались пенсионными кассами.
За период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ (постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ»), разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее положений.
В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персони-фицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», на основании которого создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты страховых взносов всеми работающими. Введение персонифицированного учета должно осуществ-ляться в опережающем порядке, так как это создает предпосылки для последую-щих преобразований.
Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на исполь-зование указанных лицевых счетов. В мае 1997 г. в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения, пре-дусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивиду-альных лицевых счетов.
В целях осуществления дальнейшей работы в этом направлении принято По-становление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования». Для осуществления работ по обра-ботке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного пенсионного страхования распоряжением Правительства Рос-сийской Федерации от 9 июня 1997 г. № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.
Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуально-
го коэффициента для каждого пенсионера. Новый механизм обеспечивает не толь-ко исчисление размера пенсии, но и ее перманентную индексацию строго исходя из темпов роста средней заработной платы в стране. Одновременно он позволяет более объективно, чем старый, дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничивает влияние уравнительных факторов в пенсион-ном обеспечении.
Позитивный сдвиг наблюдался в соотношении средней пенсии и средней зара-ботной платы в стране:
26% в 1992 году,
35-39% --в 1997-98 гг.
Однако этот сдвиг достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минималь-ной пенсий составляет 1,7:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого за-работная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии.
В период после начала пенсионной реформы развитие системы негосударст-венного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы регулирования их деятельности. Это негатив-но отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пен-сионных фондов и низком уровне доверия к ним населения.
Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы явля-ется, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой -- ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.
Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.
Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Прове-денные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной сис-темы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочно-го демографического прогноза.
Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обес-печения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.
Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосыл-ки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенсионного обеспече-ния, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансиро-вания пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численно-сти между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым суще-ственно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распреде-лительной системе предлагается комбинированная система пенсионного обеспече-ния, которая включает в себя:
государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (тру-дового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенси-онного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пен-сионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, -- за счет средств федерального бюджета;
дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установ-ленных законодательством Российской Федерации, -- обязательных страхо-вых взносов.
В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной систе-мы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансо-выми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7