Рефераты. Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста






В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на матери-альное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами со-циального обеспечения.

Несмотря на то, что данная пенсионная система входила составной частью в систему социального страхования, она не содержит экономических признаков сис-темы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно вы-ражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря ни многочисленные экономические недостат-ки, содержала одно важное преимущество -- обеспечивала абсолютно всем кате-гориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система начиная с указанного периода и до 1990 г., получила определение как государственное пенсионное обеспечение.

Средства на государственное пенсионное обеспечение аккумулировались в бюджете государ-ственного социального страхования, который входил составной частью в госу-дарственный бюджет страны. Таким образом, предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования вы-платы пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.

Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источни-ки доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обес-печения и обслуживания по социальному страхованию.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода необходи-мо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на со-циальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и слу-жащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государствен-ных пенсиях от 14 июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий кол-хозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалид-ности либо по случаю потери кормильца.

Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступле-ний из государственного бюджета в фонд государственного социального страхова-ния. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е гг. составила около 60% бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных ус-ловиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пен-сий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержант-ского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи -- в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, осуществлялось в особом порядке, установленном Со-ветом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны CCCP.

Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отлича-лось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или чле-ном его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизован-ному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пен-сии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии рес-публиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников введено только в 1964 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями и позволило сократить несоответствие в уров-нях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служа-щих. В 1969 г. в стране введена единая система социального страхования колхоз-ников. При этом пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показы-вают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х гг. когда стало очевидно, что дейст-вующая система не в состоянии справляться в возложенными на нее функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несба-лансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результа-те этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьми-десятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначи-тельного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Даже повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сокра-тило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, да-же в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не уда-лось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыноч-ных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономи-ческих и социальных проблем, которые могли быть решены только путем карди-нальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.

Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых осно-ваний в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пен-сионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики го-сударства -- стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода после утверждения упомянутого закона принятие самостоя-тельного российского закона «О государственных пенсиях в РФ» [с последующими многочисленными изменениями и дополнениями], который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенси-онной системы.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пен-сионное страхование выделено в полностью автономную систему, последова-тельно и достаточно четко проведены в жизнь общепризнанные принципы обяза-тельного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственно-го Пенсионного фонда. При этом важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюд-жетных дотаций.

Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущест-венное использование страховых методов имело глубокое экономическое содер-жание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффек-тивной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система -- через государ-ственные органы социального обеспечения (в последующем -- социальной защи-ты населения).

2.2. Виды государственных пенсий

Под государственной пенсией (в дальнейшем изложении -- пенсия) понима-ются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации граж-данам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного за-коном возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нор-мам, установленным законодательством РФ.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в на-стоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пен-сии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной трав-мы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.