Рефераты. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности






Умение слушать - одна из предпосылок доверительного общения. При формировании первого впечатления положительно сказываются признаки внимания и интереса к людям, уверенность в себе, эстетическая привлекательность.

В ситуации знакомства отрицательно воспринимаются:

Ø     эмоциональная напряженность.

Ø     многословие.

Ø     поспешность реакции на высказывания собеседника.

Поэтому, оперативному работнику важно отработать такой стиль речевого общения, поведения, при котором он будет восприниматься как добрый, умный, готовый помочь человек[60].

Абсолютное большинство будущих оперативных работников первым результатом психотехнических упражнений с использованием видеозаписи

отмечают, что, увидев себя на экране, впервые обнаружили неловкие жесты, признаки непривлекательности и другие легко устранимые недостатки коммуникативного поведения. Автор Понаморев И.Б. утверждает, что психологическими характеристиками

 

(параметрами) анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются следующие:

      1) Понимание (видение) ситуации. Различное видение ситуации общения оперативным работником и его собеседником затрудняет совместную деятельность. Но верно и обратное - противоречие целей и интересов взаимодействующих лиц оказывает существенное влияние на их

понимание ситуации. Важно отметить, что разное понимание ситуации выражается как в различном отношении к предмету взаимодействия, так и в ошибках при понимании личности и поступков партнеров.

      2)  Соотношение целей и интересов участников. Выявление данной

характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения, а цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках, какстепень совпадения или противоречия.

3)    Изучение содержания работ автора Понаморева И.Б. показало,

что к психологическим параметрам анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются правила поведения, принятые взаимодействующими людьми.[61]

Так, применительно к оперативному общению в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений. Важно отметить, что правила возможного

поведения различно нормируются в ситуации контакта для оперуполномоченного и для его партнеров. Если деятельность

оперуполномоченного детально регламентируется нормами права, требованиями социалистической законности и профессиональной этики, то поведение лиц, причастных к преступлению, нормируется личными, антиобщественными интересами. Противодействие заинтересованных лиц является обычным признаком, условием деятельности оперуполномоченного. Однако властные полномочия сотрудника правоохранительных органов определяют и вынужденный характер вступления в общение с ним лиц, причастных к преступлениям.

         Все это приводит к очень своеобразным ситуациям поведения участников ситуации, включающим как явные, так и скрытые правила поведения, как:[62]

1) Личностные позиции взаимодействующих субъектов. Позиционный анализ ситуаций, выявляя, как действуют участники ситуаций, какие роли они выполняют, позволяет учесть взаимовлияние статусов и ролей, динамику их соотношения на процесс и формы коммуникативного поведения.

2)  Личные проблемы участников взаимодействия и их затруднения в данном конкретном эпизоде общения. Примером может быть явление



психологической несовместимости партнеров, личные трудности собеседника вне ситуации контакта в семье, на работе и пр.

3)  Жизненный опыт участников. Он выражается в типичных подходах к решению личных проблем, индивидуальных своеобразных стратегиях и технике поведения, сформированных у субъектов в результате жизненного опыта. Учет этих характеристик позволяет определить тип ситуации, ее особенности, а следовательно, и оптимальную линию поведения оперуполномоченного.

Но, полная характеристика какой-либо сложной ситуации работы с людьми требует определенного умения, опыта, учета ее значимых признаков. С ростом профессионального мастерства время, затрачиваемое

на полную ситуационную характеристику прошедшего или планируемого мероприятия, сокращается, повышается точность и полнота учета факторов, определяющих поведение ее участников.

Таким образом, ситуационный анализ обеспечивает творческое понимание исходной ситуации контакта, самоопределение в ней и ее

преобразование в соответствии с понятым принципом ее развития. Для оперуполномоченного овладение техникой анализа ситуаций означает, прежде всего, возможность понять и учесть для достижения своих целей

факторы поведения людей, с которыми он вступает во взаимодействие.

Анализ личного опыта контактов в трудных ситуациях позволяет осознать характер и причину личных затруднений, перестроить опыт

взаимоотношений с людьми, отработать индивидуальный стиль профессионального общения.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В дипломной работе были рассмотрены вопросы связанные с особенностями применения психологии в оперативно - розыскной деятельности,  все изложенное позволяет сделать следующие выводы:

Резкий рост преступности захлестнувший Россию в последние 10 – 12 лет, появление, в том числе и  организованной преступности, все эти факты, свидетельствуют  о том, что для успешной борьбы с ней, необходимо

широкое внедрение в практику оперативно - розыскной  деятельности фундаментальных и современных научных исследований в различных  областях  психологии. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности позволяет:

Ø     облегчить труд оперативных сотрудников правоохранительных

 органов.

Ø     помогает им регулировать и строить взаимоотношения с

 интересующими их людьми.

Ø     глубже понимать мотивы поступков людей.

Ø     познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и

использовать результаты познания в практической оперативно - розыскной и следственной деятельности.

   Если мы говорим о психологии правонарушения, это значит, речь идет только сознательных волевых действиях психически здорового лица.  Как правило,  она психика выступает в роли центрального связующего звена отдельных действий и поведения в целом.

Каждое преступное действие имеет свою внутреннюю  структуру, главными компонентами которой являются:

а) мотив, цель действия и форма вины (психические компоненты);

б) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

в) результат действия, т.е. последствия, которые наступили от деяния;

Любое преступное действие, как правило, имеет два этапа:

первый -  мотивационный (подготовительный),  включающий в себя:

 а) осознание  мотива и цели действия.

 б) борьбы мотивов и принятия решения действовать.

второй этап - этап его практического осуществления (исполнительный этап).

 Мотив является  «двигателем» поведения и активно стимулирует волевую активность лица, но, сам мотив, чтобы стать таковым, в свою очередь проходит следующие стадии:

 а) появление потребности, как источника активности личности;

 б) переход потребности в мотив противоправного поведения.

 



Отношения между результатом и целью лица при совершении преступления, могут выражаться в виде:

а)  «невыполнения цели».

б)  «перевыполнения цели».

        В зависимости от того, в каких условиях лицу, совершающему преступление приходится принимать решение, различают:    

       а) расчетливое преступное поведение. 

      б) нетрензитивное преступное поведение.

Удостоверительная деятельность дознавателя, а затем и следователя, должна быть направлена на фиксацию:

1) установление элементов (фактов, явлений, объектов), при помощи

которых воссоздается модель прошедшего события и его взаимосвязей.

2) собственных действий, а также действий других участников по

отысканию, обнаружению важных для установления истины фактов, явлений.

3) устанавливаемых действий правонарушителя.

При  этом, удостоверительная деятельность не только закрепляет выявленные в процессе познания факты, события, но и призвана помогать процессу их объективного восприятия дознавателем и следователем, призвана ликвидировать, предупреждать развитие субъективизма в их действиях, ошибки в познавательной деятельности.

       Особенность познавательной деятельности оперативного работника  правоохранительного органа заключается в том, что ходе познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам. Это в первую очередь необходимо отнести к оперуполномоченным отделов уголовного розыска, отделений ОБЭП, криминальной милиции, где применение специальных знаний для расследования преступлений является актуальным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.