Умение слушать - одна из предпосылок доверительного общения. При формировании первого впечатления положительно сказываются признаки внимания и интереса к людям, уверенность в себе, эстетическая привлекательность.
В ситуации знакомства отрицательно воспринимаются:
Ø эмоциональная напряженность.
Ø многословие.
Ø поспешность реакции на высказывания собеседника.
Поэтому, оперативному работнику важно отработать такой стиль речевого общения, поведения, при котором он будет восприниматься как добрый, умный, готовый помочь человек[60].
Абсолютное большинство будущих оперативных работников первым результатом психотехнических упражнений с использованием видеозаписи
отмечают, что, увидев себя на экране, впервые обнаружили неловкие жесты, признаки непривлекательности и другие легко устранимые недостатки коммуникативного поведения. Автор Понаморев И.Б. утверждает, что психологическими характеристиками
(параметрами) анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются следующие:
1) Понимание (видение) ситуации. Различное видение ситуации общения оперативным работником и его собеседником затрудняет совместную деятельность. Но верно и обратное - противоречие целей и интересов взаимодействующих лиц оказывает существенное влияние на их
понимание ситуации. Важно отметить, что разное понимание ситуации выражается как в различном отношении к предмету взаимодействия, так и в ошибках при понимании личности и поступков партнеров.
2) Соотношение целей и интересов участников. Выявление данной
характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения, а цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках, какстепень совпадения или противоречия.
3) Изучение содержания работ автора Понаморева И.Б. показало,
что к психологическим параметрам анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются правила поведения, принятые взаимодействующими людьми.[61]
Так, применительно к оперативному общению в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений. Важно отметить, что правила возможного
поведения различно нормируются в ситуации контакта для оперуполномоченного и для его партнеров. Если деятельность
оперуполномоченного детально регламентируется нормами права, требованиями социалистической законности и профессиональной этики, то поведение лиц, причастных к преступлению, нормируется личными, антиобщественными интересами. Противодействие заинтересованных лиц является обычным признаком, условием деятельности оперуполномоченного. Однако властные полномочия сотрудника правоохранительных органов определяют и вынужденный характер вступления в общение с ним лиц, причастных к преступлениям.
Все это приводит к очень своеобразным ситуациям поведения участников ситуации, включающим как явные, так и скрытые правила поведения, как:[62]
1) Личностные позиции взаимодействующих субъектов. Позиционный анализ ситуаций, выявляя, как действуют участники ситуаций, какие роли они выполняют, позволяет учесть взаимовлияние статусов и ролей, динамику их соотношения на процесс и формы коммуникативного поведения.
2) Личные проблемы участников взаимодействия и их затруднения в данном конкретном эпизоде общения. Примером может быть явление
психологической несовместимости партнеров, личные трудности собеседника вне ситуации контакта в семье, на работе и пр.
3) Жизненный опыт участников. Он выражается в типичных подходах к решению личных проблем, индивидуальных своеобразных стратегиях и технике поведения, сформированных у субъектов в результате жизненного опыта. Учет этих характеристик позволяет определить тип ситуации, ее особенности, а следовательно, и оптимальную линию поведения оперуполномоченного.
Но, полная характеристика какой-либо сложной ситуации работы с людьми требует определенного умения, опыта, учета ее значимых признаков. С ростом профессионального мастерства время, затрачиваемое
на полную ситуационную характеристику прошедшего или планируемого мероприятия, сокращается, повышается точность и полнота учета факторов, определяющих поведение ее участников.
Таким образом, ситуационный анализ обеспечивает творческое понимание исходной ситуации контакта, самоопределение в ней и ее
преобразование в соответствии с понятым принципом ее развития. Для оперуполномоченного овладение техникой анализа ситуаций означает, прежде всего, возможность понять и учесть для достижения своих целей
факторы поведения людей, с которыми он вступает во взаимодействие.
Анализ личного опыта контактов в трудных ситуациях позволяет осознать характер и причину личных затруднений, перестроить опыт
взаимоотношений с людьми, отработать индивидуальный стиль профессионального общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе были рассмотрены вопросы связанные с особенностями применения психологии в оперативно - розыскной деятельности, все изложенное позволяет сделать следующие выводы:
Резкий рост преступности захлестнувший Россию в последние 10 – 12 лет, появление, в том числе и организованной преступности, все эти факты, свидетельствуют о том, что для успешной борьбы с ней, необходимо
широкое внедрение в практику оперативно - розыскной деятельности фундаментальных и современных научных исследований в различных областях психологии. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности позволяет:
Ø облегчить труд оперативных сотрудников правоохранительных
органов.
Ø помогает им регулировать и строить взаимоотношения с
интересующими их людьми.
Ø глубже понимать мотивы поступков людей.
Ø познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и
использовать результаты познания в практической оперативно - розыскной и следственной деятельности.
Если мы говорим о психологии правонарушения, это значит, речь идет только сознательных волевых действиях психически здорового лица. Как правило, она психика выступает в роли центрального связующего звена отдельных действий и поведения в целом.
Каждое преступное действие имеет свою внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:
а) мотив, цель действия и форма вины (психические компоненты);
б) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);
в) результат действия, т.е. последствия, которые наступили от деяния;
Любое преступное действие, как правило, имеет два этапа:
первый - мотивационный (подготовительный), включающий в себя:
а) осознание мотива и цели действия.
б) борьбы мотивов и принятия решения действовать.
второй этап - этап его практического осуществления (исполнительный этап).
Мотив является «двигателем» поведения и активно стимулирует волевую активность лица, но, сам мотив, чтобы стать таковым, в свою очередь проходит следующие стадии:
а) появление потребности, как источника активности личности;
б) переход потребности в мотив противоправного поведения.
Отношения между результатом и целью лица при совершении преступления, могут выражаться в виде:
а) «невыполнения цели».
б) «перевыполнения цели».
В зависимости от того, в каких условиях лицу, совершающему преступление приходится принимать решение, различают:
а) расчетливое преступное поведение.
б) нетрензитивное преступное поведение.
Удостоверительная деятельность дознавателя, а затем и следователя, должна быть направлена на фиксацию:
1) установление элементов (фактов, явлений, объектов), при помощи
которых воссоздается модель прошедшего события и его взаимосвязей.
2) собственных действий, а также действий других участников по
отысканию, обнаружению важных для установления истины фактов, явлений.
3) устанавливаемых действий правонарушителя.
При этом, удостоверительная деятельность не только закрепляет выявленные в процессе познания факты, события, но и призвана помогать процессу их объективного восприятия дознавателем и следователем, призвана ликвидировать, предупреждать развитие субъективизма в их действиях, ошибки в познавательной деятельности.
Особенность познавательной деятельности оперативного работника правоохранительного органа заключается в том, что ходе познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам. Это в первую очередь необходимо отнести к оперуполномоченным отделов уголовного розыска, отделений ОБЭП, криминальной милиции, где применение специальных знаний для расследования преступлений является актуальным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12