Рефераты. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности






Ø     голоса и речи.[53]

В этой связи, можно утверждать, что сам процесс формирования первого впечатления логически разделим на несколько этапов, а именно:

Первый - это восприятие объективных характеристик. Здесь партнер по предстоящему общению воспринимается скорее как физический индивид с внешне понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда, походка, ролевые признаки и т. д.). Это - качества как бы говорящие сами за себя.

Второй этап - это восприятие эмоциональных и поведенческих проявлений, общего психического состояния партнера по общению.

Третий этап - это синтез наших рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, наложение прошлого опыта на наши собственные намерения по отношению к партнеру и создание так называемого динамического образа. Его составляют оценочные представления о другом как обладателе социально - ролевых и



индивидуально - личностных черт, делающие его пригодным или непригодным для общения в данных условиях.

 Для сотрудников уголовного розыска в первую очередь отделов по расследованию убийств важно умение владеть как психотехникой формирования первого впечатления, так и техникой анализа ситуаций общения разработанными авторами Филипповым Л.В. и Понаморевым И.Б.   Рассмотрим их.

а) Психотехника формирования первого впечатления.

Для правильной ориентировки в отношениях с собеседником оперативному работнику нужно решать следующие задачи:

1) определить его позицию. Позиция личности представляет собой выражение социального статуса человека в реальном поведении. В процессе взаимопонимания учитываются не только официальное положение

собеседника, но и его неформальная позиция, отношение к беседе с оперативным работником.

       2)  определить мотивы поведения и цели собеседника.

      3)   учитывать, как те же самые задачи решает собеседник.

С учетом закономерностей взаимного понимания следует особо изучать те поведенческие признаки, которые плохо контролируются людьми: [54]

1) Лицо как опорный признак внешности контролируется сознанием в максимальной степени. Однако некоторые зоны лица несут информацию об

отношении к нам собеседника независимо от его желания. Это во - первых, «мускул искренности» - зона лица под глазами.

Характерно, что имитация приветливой улыбки и даже смеха не приводит к сокращению подглазного мускула. Опытный наблюдатель различает как то, что можно смеяться одними глазами (сохраняя серьезное выражение лица), так и смех искусственный.

Первичные проявления эмоционального напряжения, беспокойства, волнения отражается именно в этом признаке лица. На верхней губе при волнении могут проявляться капельки пота. Эмоциональное напряжение изменяет окраску лица прежде всего под нижней губой.

Пересыхание рта (облизывание губ) как признак волнения, напряженно сжатые губы как первые проявления недоверия - все это может указывать на эмоциональное отношение человека к ситуации.

2)  Глаза человека весьма значимы в определении его положительного или отрицательного отношения к оперативному работнику. Причем важно не то, смотрит ли человек при разговоре нам в глаза, а то, когда посмотрел и когда отвел взгляд. В целом считается, что частый контакт взглядов характерен для положительного климата общения.

3) В случае маскировки личного отношения и к беседе, и к собеседнику весьма информативна поза человека. Отрицательное


отношение проявляется в непроизвольной ориентации корпуса назад, от собеседника. Для уяснения его отношения к беседе важна степень мобилизованности телесной мускулатуры в целом.

 Очевидная собранность - характерный признак скрываемой враждебности. Маскируемая негативная позиция проявляется также в обдуманности реплик, в стремлении к точным формулировкам. А в случае имитации доверительного отношения враждебность проявляет себя в

поспешности угадывания и выполнения побуждений партнера. Здесь могут присутствовать все признаки дружественности за исключением непроизвольных[55].

4) «Психологическая дистанция» между собеседниками сопровождает натянутость складывающихся отношений. У каждого

человека есть своя зона комфорта в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми. Если нарушить эту зону, то в реакции партнера проявляется его отношение к нам. Присмотревшись, мобилизовав свой опыт общения, мы можем почувствовать, идет ли человек на сближение. А во многих случаях эти признаки очевидны - партнер отходит на шаг, отсаживается,

переставляет стул и пр. Если оперативный работник вызывает симпатию, располагает к доверию, то даже незнакомый человек принимает дистанцию, свойственную ему при контактах с кругом знакомых людей.

5) Движения рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова. При негативном отношении движения

рук, выражение лица закрепощены. Противоположные проявления в жестикуляции и мимике - хаотичность, беспорядочность, суетливость.

Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения к друг другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. В первоначальном контакте, т. е. получив первые сведения о человеке, мы относим его к определенному типу и строим свои отношения с ним в соответствии с имеющимся у нас представлением о людях этого типа.

В этой связи, при установлении и развитии психологического контакта оперативному работнику необходимо уметь избегать типичных ошибок,  которые могут возникнуть при  оценке  личности, а также, важно учитывать стереотипы представления граждан о работе милиции, обобщенном образе сотрудника.

Изучение практики и специальные психологические эксперименты, позволили выявить наиболее распространенные типичные ошибки оценки человека человеком :[56]

       1) «Эффект упреждения». На оценку незнакомого (малознакомого) человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь.

 

2) «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними.

3) «Эффект ореола», т. е. влияние общего впечатления о человеке на оценку его конкретных свойств, является одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. Если общее впечатление благоприятно, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные игнорируются или оправдываются. Если же общее впечатление о человеке отрицательно, то, наоборот, его

хорошие качества и поступки часто просто не замечаются, но гиперболизируются и запоминаются плохие.

4) «Проекция». Неосознаваемая установка воспринимать собственные противоречащие представлению о себе отрицательные качества как качества личности другого человека. Иными словами, это приписывание

другому собственных недостатков. Люди тревожные, с колеблющейся самооценкой, люди занимающие «не свое место» и осознающие это, противодействуют всему, что может разрушить относительное благополучие их жизни. Они подсознательно или даже сознательно стремятся унизить

других, чтобы защитить собственный статус, сохранить приемлемое самопредставление. Часто «виновником» проекции бывает остаточный статус человека (например, пониженного в должности).

5) «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека. По В. Б. Ольшанскому,

эффект снисходительности чаще проявляется у эмоционально благополучных, не подверженных состоянию тревожности людей[57]. В нем проявляет себя интересный (психологический феномен - эмоциональное подкрепление как от лиц, благожелательно оцениваемых заслуженно, так и от лиц, объективно не заслуживающих высокой оценки. Эмоциональное

подкрепление является как бы катализатором действия эффекта снисходительности.

Считаем, что для того, чтобы оперативному работнику правильно выбрать линию поведения при установлении и дальнейшем развитии контакта с интересующим его лицом, помимо учета вышеописанных факторов,  необходимо также владеть психотехникой понимания личности собеседника и ситуаций общения.

Анализ проводимых исследований показывает, что техника обеспечения взаимного понимания, как средство продуктивного общения направлена на решение таких проблем в работе с людьми, как:

Ø     понять собеседника и его видение данной ситуации;

Ø     быть понятым им так, чтобы это соответствовало цели совместной деятельности.




Автор В. А. Сухомлинский отмечал: «…Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»[58].

В случае контакта лиц, владеющих искусством эмпатии, взаимное согласие облегчается только в случае близости интересов. Если же интересы противоположны, то эмпатия стимулирует развитие чувства угрозы и приписывание партнеру конфликтных намерений.

Использование техники эмпатии оперативным работником ограничивается свойственным ей непосредственным, чувственным способам понимания собеседника. Партнер, способный к самоподаче,

может использовать качества своей внешности (обаяние, непринужденность) для маскировки действительных целей. При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит средством ускорения взаимопонимания, взаимоприятия собеседниками друг друга. В этом назначении эмпатия - искусство слушать собеседника, проявлять, а не просто испытывать интерес к нему. Умение заставить собеседника говорить о себе определяется нестолько техникой общения, сколько богатством вашего внутреннего мира, представлением другого о вас, что требует учета его потребностей, выказывания значимости для вас беседы, сообщаемой информации, самого собеседника как личности.

Мицич П. М. говорит: «…Слушать собеседника - дело сложное, требующее напряжения, так как мы должны сконцентрировать свое

внимание на том, что говорит собеседник, хотя голова у вас, как правило, занята множеством проблем».[59]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.