Это приводит к тому, что действительный объем информации, который закрепляется процессуально в материалах дела, почти всегда больше той, которая непосредственно имеет отношение к расследуемому событию, преступлению. Избыточность информации, закрепленной процессуально в материалах дела, является особенностью и непременным следствием специфичности процесса познания истины, как дознавателем, так и следователем.
Необходимую для получения модели прошлого события информацию, как правило, можно получить двумя путями:
1) непосредственным чувственным восприятием фактов объективной
действительности (осмотр помещения, предмета, документа и т.д.)
2) получением сообщений о фактах путем восприятия речи других лиц,
когда нет возможности лично наблюдать, воспринимать уже прошедшие события.
Познавательная деятельность как дознавателя, так и следователя
теснейшим образом связана с его удостоверительной деятельностью, с необходимостью процессуально закрепить все устанавливаемые ими факты и явления. Такая связь этих видов деятельности требует постоянной направленности их мыслительных процессов не решение вопросов, осуществляемых параллельно с основной познавательной деятельностью:
1) что именно фиксировать.
2) при помощи каких приемов и технических средств.
3) в каком объеме фиксировать то или иное явление, событие.
4) в какой процессуальной форме.
Воспринимая факты, анализируя и синтезируя их, дознаватель и следователь должны одновременно думать и о том, как эти факты будут
восприняты другими лицами - прокурором, судом, после того, как они соответствующим образом будут зафиксированы в материалах дела. Такая
многоплановость в направленности деятельности при осуществлении познания в значительной степени усложняет действия дознавателя и следователя, требует большой концентрации их умственных способностей, высокой ответственности за производимую работу.
В соответствии с вышеизложенным, необходимо сделать вывод о том, что удостоверительная деятельность дознавателя, а затем и следователя, должна быть направлена на фиксацию:
1) установление элементов (фактов, явлений, объектов), при помощи
которых воссоздается модель прошедшего события и его взаимосвязей.
2) собственных действий, а также действий других участников по
отысканию, обнаружению важных для установления истины фактов, явлений.
3) устанавливаемых действий правонарушителя.
При этом, удостоверительная деятельность не только закрепляет выявленные в процессе познания факты, события, но и призвана помогать процессу их объективного восприятия дознавателем и следователем, призвана ликвидировать, предупреждать развитие субъективизма в их действиях, ошибки в познавательной деятельности.
Но особенность познавательной деятельности оперативного работника правоохранительного органа заключается в том, что ходе познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам. Это в первую очередь необходимо отнести к оперуполномоченным отделов уголовного розыска, отделений ОБЭП, криминальной милиции, где применение специальных знаний для расследования преступлений является актуальным.
РАЗДЕЛ 3 ТАКТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ В ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Смысл и назначение психологического контакта.
Служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов немыслима без коммуникативных связей. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. Оперативно – розыскная деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их заинтересованности. По утверждению автора Чуфаровского Ю.В.: «…Такой контакт, как правило, выступает в виде конспиративного общения субъектов и объектов нашего интереса.»[49]
автор Чуфаровский Ю.В. считает, что одной из важнейших психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших, таким образом, существует определенная заданность параметров общения:[50]
Ø Со стороны сотрудников - это установление истины.
Ø Со стороны преступников - сокрытие обстоятельств преступления,
стремление избежать ответственности, дать ложную информацию.
Исследуя методические рекомендации по работе следователей, мы пришли к выводу о том, что психологический контакт вправоохранительной деятельности - это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи.
Следует, однако, отметить что при установлении и развитии психологических контактов между людьми в ряде случаев возникают определенные психологические барьеры.
Существенные трудности в общении возникают из – за того, что сотрудник вынужден вступать в общение, не смотря на свое отношение к собеседнику, зачастую негативное, на свое желание общаться. Сам объект общения весьма специфичен, как правило, это не лучшие представители
нашего общества и поэтому, особой радости общение с ними сотруднику правоохранительных органов конечно же не доставляет.
Общение затруднено наличием психологических барьеров, связанных со многими факторами:
Ø Боязнью вступить в контакт с работниками милиции.
Ø Взаимонепониманию.
Ø Неверным объяснением намерений сторон.
Ø Недоверием.
К тому же, эти барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновению конфликтов. Поэтому, по мнению автора Ратинова А.Р., очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необходимыми коммуникативными качествами:
Ø умением быстро устанавливать психологический контакт с
незнакомыми людьми и располагать их к себе.
Ø умением слушать других людей.
Ø умением оказывать психологическое воздействие на людей при
осуществлении оперативно - служебной деятельности.
Ø умением преодолевать психологические барьеры в общении.
Ø ролевыми умениями.
Ежедневно сотрудник правоохранительных органов сталкивается в различных ситуациях с множеством людей, с которыми он вступает в общение и от того, насколько умело он вступает с ними в контакт, насколько
быстро и эффективно это делает, будет зависеть и конечный результат его деятельности. Умение расположить человека к себе, завоевать его доверие, позволяет установить доверительные отношения, получить от него оперативно значимую информацию.
Автор Леонтьев А.А., как специалист в области общения считает:«Одним из наиболее важных качеств, которое позволяет повысить эффективность процесса общения, является умение выслушивать других людей[51].»
Из сказанного можно сделать вывод о том, что когда мы внимательно слушаем своего собеседника, то, таким образом демонстрируете свою заинтересованность в том, что он говорит, и тем самым, проявляете уважение к нему. И это неминуемо будет сказываться на облегчении установления психологического контакта.
При общении с гражданами необходимо научиться преодолевать различные психологические барьеры в общении, которые могут возникать из - за взаимонепонимания, неприязни, нежелания общаться с работником милиции.
Из сказанного необходимо сделать вывод о том, что очень важно, чтобы сотрудник не только научился правильно разбираться в природе этих барьеров в общении, но и научился их обходить, а когда надо и разбивать.
3.2. Установление и развитие контакта.
Психологическая техника общения развивается и совершенствуется многие тысячелетия, как условие взаимодействия людей и воспитательного воздействия на человека.
Уже на ранних стадиях общения люди должны были понять, что нельзя оказать на кого-либо воспитательное воздействие без учета взаимоотношений с ним и что самая ценная информация не будет воспринята как руководство к действию, если не обеспечено доверие к ее источнику.
По утверждению авторов Лебедва И.Б. и Цветкова В.Л.: «…Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей».[52]
А это в свою очередь означает, что успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармонией человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися, ибо, если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно сказать, что между ними установился психологический контакт. Поэтому, оперативный сотрудник управляет ситуацией развития взаимоотношений, используя выработанные теорией и практикой приемы и
методы воздействия на качество информационного обмена и на поведение партнеров.
Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия:
Ø внешнего вида человека;
Ø его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12