Рефераты. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности






сколько результаты воспитания, зависящие от стойкости, дисциплинированности. Без этих качеств весьма затруднительно преодолеть

потребность поделиться с другими лицами захватывающей новостью, интересными сведениями, имеющими подчас сенсационное значение.

В связи с этим проблема возможной утечки служебных секретов требует немалых усилий по соблюдению требований конспирации, профессиональной этики. С момента реализации оперативных материалов, деятельность следователя и оперативного работника протекает в остро конфликтных условиях активного противодействия подозреваемых и других лиц

психологического противоборства. Противодействие следователю может выражаться в попытках:[41]

Ø     провокаций.

Ø     дискредитации.

Ø      угроз.

Ø      запугивания соучастников и свидетелей.

Устранение подобных опасных ситуаций, а также нередко явного, либо только противодействия со стороны отдельных «руководителей», создает у следователей и оперативных работников постоянные повышения волевых напряжений, эмоциональные реакции, преодоление которых во много зависит от уровня качества и позитивной направленности их взаимодействия.

Мы считаем,  что для преодоления оказываемого противодействия раскрытию преступления следователям и оперативным работникам необходимо твердо владеть методами психологической борьбы:

1) упреждение негативной деятельности преступников.

2) координация и синхронность оперативно - розыскных, следственных и иных мероприятий.

3) выбор оптимальных условий для проведения процессуальных и оперативно - розыскных мероприятий.

4) своевременное определение и использование средств воздействия на нравственную и эмоционально-психологическую сферу

 

 

5) подозреваемых, обвиняемых, заинтересованных свидетелей, потерпевших, способных побуждать их к надлежащему поведению.

Практика показывает, что значительный объем информации в оперативно - розыскной деятельности не документируется, а сохраняется в памяти отдельных работников. Владея методикой выявления скрытых обстоятельств, оперативно - розыскные работники часто предоставляют следователю материал для принятия первоначальных тактических решений. Задача следователя - суметь воспользоваться этой информацией.

Результаты оперативных проверок в ряде случаев используются для правомерного психического воздействия на проходящих по делу лиц с целью получения необходимой информации.

Взаимодействие между следователем и органами дознания должно иметь организационно - тактические формы:[42]

1)    создание оперативно - следственных групп.

2)     выезды на место происшествия.

3)    совместное планирование следственных действий, в них раскрытие

преступлений и по «горячим следам».

 Авторы  Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е., в этой связи указывают на то, что зависимости от конкретных следственных задач

функциональная организация следственно - оперативной группы может принять вид[43]:

1)    “цепочки”

2)     “звезды”

3)     “круга”

4)    “сети”[44].

Функциональная организация группы связана с особенностями информационных связей между ее членами, так, если следственная задача сравнительно проста, если ее решение не требует переработки большого количества информации, то наиболее эффективна организация группы по типу “цепочка”, “звезда”, “круг”, при этом, следователь должен дать отдельные поручения конкретным членам группы, при решении более сложных задач, связанных с необходимостью изыскания значительного объема информации, следственно - оперативная группа создается по типу полной или неполной “сети”. При этом специально прорабатываются технические аспекты эффективной коммуникации.

Следует учитывать типы поведения лиц, подчиненных руководителю. Наиболее распространенными являются два типа:

1)                ведомый -  лица, относящиеся к данному типу, имеют устойчивую

 установку на добровольное и беспрекословное подчинение руководителю, не проявляют инициативы. Это тип исполнителя. Таким сотрудникам



целесообразно поручать простые, алгоритмически решаемые задачи - составить схему места происшествия, изъять след преступника и т. п.

2)    обособляющийся - сотрудников, относящихся к обособляющемуся

типу, отличает ярко выраженная индивидуалистическая ориентировка. Они не приемлют мелочной регламентации, проявляют инициативу, самостоятельность, предпочитают уединенную работу. Таким сотрудникам целесообразно поручать решение определенных частных проблем, например самостоятельную проверку возможных следствий из выдвинутых версий и т. п.

Из этого следует сделать вывод, что  для эффективной организации работы следственно - оперативной группы необходимо учитывать  различные аспекты совместимости ее членов - физиологические, психофизиологические и социально-психологические.

При этом следует иметь в виду, что при выполнении тех или других следственных действий существенны различные параметры совместимости индивидов. Так, при преследовании и задержании преступника важны физическая сила, особенности динамики нервных

процессов, эмоциональная устойчивость оперативных сотрудников. При опросе очевидцев существенны социально - психологические их качества - общительность, корректность, внимательность, наблюдательность.


2.3. Психологическая структура деятельности по дознанию и расследованию преступлений.

Основным определяющим компонентом структуры деятельности дознавателя и следователя, является их познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых ими полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление.[45]

Оперативно – розыскная и следственная работа не может осуществляться без предварительной, тщательной работы по установлению истины – имевших место в прошлом событий, отношений, взаимосвязей.

Именно в процессе оперативно – розыскной деятельности и следствия производится процесс создания модели прошлого события преступления. Здесь в наиболее концентрированном виде реализуются все основные особенности, свойственные вообще познавательной деятельности в процессе расследования преступления. Поэтому, в оперативно – розыскной и следственной деятельности существенное значение приобретают криминалистические знания и опыт, которые создают условия для




имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации.

Криминалистические знания и опыт являются необходимой предпосылкой и для активации создающего воображения. Чем большим

опытом обладает дознаватель и следователь, чем шире их познания в криминалистике, тем большее количество версий они могут выдвинуть в процессе установления истины, тем больше версий они могут проверить мысленно.

Особенность познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам.

Такими лицами являются:

1)    лица, обладающие специальными познаниями.

2)    очевидцы прошедших событий.

В первом случае,  на них возлагается решение задач, связанных с

необходимостью применения специальных знаний.

Во втором случае, мыслительные задачи связанны с анализом и

синтезом наблюдавшихся ранее фактов, явлений.

         Познание события прошлого – совершенного преступления осуществляется путем построения мысленной модели на основании собираемой, оцениваемой, систематизированной информации, постоянно дополняемой в ходе оперативно – розыскной деятельности и следствия по делу.

Чтобы воспроизвести в мышлении объективный ход событий, нужно двигаться по пути движения предметов, вскрывать источники их развития, отражать на языке понятий в необходимой последовательности стадии их изменения.[46]

Автор Алексеев С.С., пишет: «… Познание события прошлого всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим всегда возникает необходимость построения мыслительных моделей взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Здесь обязательно реализуется процесс мысленной обработки полученной информации, суждения о связях, фактах, возможных путях развития события, выдвижения и проверки различных версий».[47]

Содержанием познавательной деятельности дознавателя и следователя является движение криминально значимой информации при решении следственный задач. динамика следственного познания определяется объемом и спецификой исходной информации и ориентировочной базой, сформированной  у данного следователя.

 

Главная задача познавательной деятельности – получение системы доказательств по надежным признакам события, позволяющим установить личность преступника и раскрыть механизм совершения преступления.[48]

Познание включает в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку познаваемых факторов и явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности.

Очень важные особенности имеются в процессе отбора информации. Весь объем информации поступающей к дознавателю и следователю в значительной степени превышает информацию, действительно необходимую ему для установления истины по делу, по тем или иным отдельным фактам. Значимость той или иной информации может проявляться не сразу, а только в процессе последующего сопоставления, анализа, синтеза с другими фактами и обстоятельствами дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.