1) опрос.
2) наведение справок.
3) сбор образцов для сравнительного исследования.
4) проверочная закупка.
5) исследование предметов и документов.
6) наблюдение; отождествление личности.
7) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств.
8) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 9) прослушивание телефонных переговоров.
10) снятие информации с технических каналов связи.
11) оперативное внедрение.
12) контролируемая поставка.
13) оперативный эксперимент.
В ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий используются информационные системы, видео - и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.[29]
В качестве примера одного из оперативных мероприятий и использования специальных технических средств, можно привести следующее.
Так:
19.12.2000 года, работниками ОБНОН ОМ по ВАЗу, проведена проверочная закупка наркотических средств, с целью выявления и пресечения деятельности сбытчика наркотиков на главном конвейере.Две купюры, достоинством в пятьдесят рублей, были обработаны (помечены) специальным составом, который при освещении ультрафиолетовым излучением (прибором ППМ – 2) фосницирует фиолетовым светом. [30]
После того, как произошла оплата помеченными денежными знаками, лицо, подозревавшиеся в сбыте наркотиков, было задержано, на его пальцах рук при освещении прибором ППМ - 2, имелись следы состава, которым были обработаны вышеупомянутые купюры. Но, условием допустимости полученных в результате оперативно - розыскных мероприятии доказательств является соблюдение следующих требований Закона «Об оперативно - розыскной деятельности»:
1) в ходе проведения оперативно – розыскных мероприятий могут
использоваться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде.[31]
2) Запрещается проведение оперативно – розыскных мероприятий и
использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным Законом физическими и юридическими лицами.
3) Проведение оперативно – розыскных мероприятий, которые
ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь на основании судебного решения.
4) В случаях, которые не требуют отлагательства и могут привести к
совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведение указанных оперативно – розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течении 24 часов. В течении 48 часов с момента начала проведения оперативно – розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно – розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.[32]
5) Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов,
веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность.[33]
6) проведение оперативного эксперимента допускается только в целях
выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.[34]
7) при проведении оперативно – розыскных мероприятий по основаниям,
предусмотренным пунктами 1 – 4 и 6 части второй статьи 7 данного Закона (в частности, при наличии признаков противоправного деяния, а также о
лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) запрещается проводить:
а) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
б) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров;
в) снятие информации с технических каналов связи.[35]
8) предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказавшим им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных Федеральными Законами.[36]
9) изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывание
предоставления услуг связи при проведении оперативно – розыскных мероприятий допускается лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.[37]
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы, деятельность органов осуществляющих оперативно – розыскную деятельность регламентируется Ф.З. «Об оперативно – розыскной деятельности». Эта деятельность проводиться в целях: защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. При этом, указанным законом устанавливаются нормы определяющие условия допустимости полученных в результате оперативно - розыскных мероприятий доказательств.
2.2. Психология взаимосвязи оперативно - розыскной и следственной деятельности.
В процессе расследования следователь взаимодействует с оперативно-розыскной службой. В обнаружении преступлений и лиц, их совершивших, органы дознания играют особую роль - они, прежде всего осуществляют информационное обеспечение следственной деятельности.[38]
По оперативно - розыскным каналам следователь может получить:
1) сведения об объектах - возможных носителях доказательственной информации.
2) ориентирующие данные об обстоятельствах, определяющих тактические приемы собирания доказательств.
3) сведения, содействующие правильной оценке доказательств;
сведения о подозреваемых лицах.
Получение этих данных во многом зависит от уровня и качества взаимодействия оперативных сотрудников со следователем.
По мнению автора Еникеева М.И., с психологической точки зрения важное значение имеют особенности этого взаимодействия, связанные со спецификой решаемых ими служебных задач, такие как:
1) Особенности взаимозависимости задач, решаемых следственными подразделениями и оперативными службами. Здесь следует отметить, что взаимная заинтересованность указанных субъектов далеко не равноценна.
2) В процессе реализации материалов оперативного учета работники оперативных служб в большей степени заинтересованы в следователе, чем наоборот.
3) Тесное взаимодействие не всегда обусловлено его глубиной, т. е. степенью проникновения деятельности одного субъекта в работу другого.
Так, негласный характер оперативной работы лишает следователя возможности взаимодействовать с сотрудниками в этом направлении в полной мере. В свою очередь, процессуальная самостоятельность следователя ограждает его деятельность от чрезмерного проникновения в эту сферу оперативного работника.
Оперативные работники часто переоценивают возможности следствия и стараются, при всех обстоятельствах, добиться возбуждения уголовного дела по материалам реализации оперативных разработок.
Здесь оперативными работниками не всегда в полной мере осмысливается трудоемкость процесса доказывания, сложность добывания доказательств в тех случаях, когда на момент возбуждения уголовного дела ряд обстоятельств преступной деятельности не установлен.[39]
Особенно это характерно для преступлений, совершаемых группой лиц или организованными преступными сообществами. Справедливости ради следует отметить, что и следователи нередко склонны к переоценке возможностей оперативных работников в сборе доказательств. Следует признать правильным, когда оперативные работники, еще до реализации оперативного дела, в пределах допустимого знакомят
следователя с материалами и совместно разрабатывают необходимые меры по обеспечению доказательств. От того, насколько слаженно и продуманно
осуществляется взаимодействие на самом начальном этапе, зависит во многом успех расследования уголовного дела в целом.
Одним из важных аспектов взаимодействия является соблюдение служебной тайны. Именно на этом этапе, да и на всех последующих, преступники и их соучастники стремятся добыть любыми путями информацию о ходе расследования, степени осведомленности правоохранительных органов.[40]
В этой области имеются свои психологические особенности и трудности. Умение быть сдержанным - это не столько природный дар,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12