Чтобы выявить подтипы внешнего конфликтного менеджмента, необходимо учитывать отношение конфликтующих сторон к особому исходу конфликта: является ли исход борьбы результатом добровольного или принудительного конфликтного менеджмента. Критерий «степени добровольности» уместен в изучении посредничества, на что обращают внимание юристы: «Посредничество в международной практике - одно из мирных средств разрешения международных споров. Посредничество может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но обязательно при согласии спорящих сторон»[16] Признак «добровольности посредничества» является существенным. Он отличает посредничество от других форм вмешательства в конфликт третьей стороны.
В ролях третьей стороны могут быть посредники, третейские судьи, судьи, полиция и армия. Все типы внешнего конфликтного менеджмента имеют миротворческий характер в том смысле, что они ориентированы на прерывность разрушительного конфликтного цикла. Более обобщенное определение миротворчества сводится к вмешательству третьей стороны в конфликт, что означает вхождение в ситуативные отношения между лицами, группами или организациями в целях прекращения конфликта. Типы внешнего конфликтного менеджмента различаются степенью авторитетного вмешательства, властными компетенциями третьей стороны в принятии связующих решений. Поэтому не тождественны принудительное вмешательство третьей стороны (арбитраж, суд, репрессивное миротворчество) и посредничество.
Принудительные решения разной степени отличают арбитраж, суд и репрессивное миротворчество. Стратегии арбитражного окончания экономических и споров этногрупп состоят в передаче спора на рассмотрение избранному или назначенному сторонами третейскому суду. Компетенция третейского суда основывается на предварительном соглашении сторон. Однако стороны, передавая спор на рассмотрение третейскому суду, обязаны подчиниться решению последнего[17]. В отличие от арбитража, суд, будучи органом государства способен к принудительному осуществлению принятого решения[18]. Наконец, репрессивный миротворец использует силу полиции и армии в разъединении конфликтующих сторон и в подавлении конфликтных эпизодов. Притом, что суд и репрессивное миротворчество имеют свои стандарты оценки исхода конфликта, их объединяет ориентация на исход конфликта, в котором будут «победитель» и «побежденный».
Посредничество в этническом конфликте является частью системы внешнего конфликтного менеджмента общества или сообщества. Оно имеет миротворческий характер и проектирует изменения хода конфликта в целях его окончания, минимизации деструктивных последствий насилия. Посредничество - это отношение между внешними предложениями помощи и конфликтующими сторонами, нуждающимися в ней и соглашающимися на вмешательство третьей стороны. При всей заинтересованности сторон в посредническом отношении, оно остается временным.
Существуют разнообразные причины вовлечения третьей стороны в посредническое управление этническим конфликтом. Третья сторона может вмешаться в конфликт по просьбе одного или обоих участников конфликта. Это вмешательство возможно по решению или просьбе других заинтересованных сторон, например, ООН, региональных организаций. Третья сторона может быть вынужденным посредником, поскольку конфликт угрожает ее стратегическим интересам, например, вмешательство США в арабо-израильский конфликт, активность России в решении конфликтов на Кавказе и в Закавказье, или ради сохранения системы отношений, например, вмешательство федерального центра России в этнические конфликты субъектов Федерации.
Но независимо от ситуативной причины, побуждающей третью сторону к посредническому вмешательству в конфликт, во всех случаях посредничество отличает добровольный характер отношений между третьей стороной и конфликтующими сторонами: стороны соглашаются на вмешательство третьей стороны, не обладающей властью диктовать исход конфликта.
Посредничество отличает особый коммуникативный механизм влияния на изменение хода борьбы. Этим механизмом будут трехсторонние переговоры, способные привести к соглашениям между конфликтующими сторонами. На данную черту посреднического управления конфликта обращает внимание Д.Т. Калашников.[19]
Посредничество отличает проблемно-поисковый подход к конфликту. Термин «проблемно-поисковый подход» используют исследователи, изучающие посредническое вмешательство в этнические конфликты разного уровня.[20]
Часто проблемно-поисковый подход называют консультативным. Но это, скорее, ролевая характеристика посредничества в организации трехсторонних переговоров. Посредники в конфликтном менеджменте не могут быть беспристрастными экспертами. «Процесс посредничества в социальном конфликте, - отмечает КЗ.Г. Запрудскпй, - во многом зависит от позиции, которую занимает сам посредник, от его собственных интересов».[21]
Выбор посреднической позиции свидетельствует о заинтересованности этнических лидеров и организаций в компромиссном окончании конфликта.
Итак, посредничество является видом конфликтного менеджмента, направленного на окончание конфликта. Посредничество в этническом конфликте означает миротворческое вмешательство третьей стороны в конфликтные отношения с их согласия, занятие переходной позиции между конфликтом и его окончанием. Компромиссный стиль и проблемно-поисковый подход к урегулированию конфликта на основе трехсторонних переговоров толерантности сторон и нахождения взаимовыгодных соглашений отличает посредничество от принудительных решений этнических споров арбитражем, судом, репрессивной пацификацией. Посредничество направлено на предотвращение насилия в конфликте и восстановление устойчивой кооперации сторон.[22]
Нормативные предпосылки посреднического вмешательства в региональный этнический конфликт были созданы в конце XIX в. в период кризиса международного порядка, основанного на балансе сил европейских мировых держав. В Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1977 гг. были определены основные правила посредничества: добровольность вмешательства в конфликт третьей стороны; трехсторонние переговоры в целях поиска компромиссного решения спора; содействие посредника решению спора и рекомендательный характер его предложений для конфликтующих государств.
Организационные предпосылки посредничества в решении регионального этнического конфликта были созданы под влиянием двух мировых войн. Исключительная жестокость войн вызвала оппозицию общественного мнения большинства стран к войне как легитимному средству внешней политики. Оппозиция воплотилась в международном праве, признающем агрессию государства преступлением и оправдывающем войну только средством борьбы с агрессором. Были созданы универсальная организация коллективной международной безопасности - Лига Наций и затем ООН, а также региональные межправительственные международные организации. Расширился круг участников посреднического управления региональным конфликтом. Третьей стороной могут быть представители отдельного государства, группы государств или международной организации.
Следовательно, в соответствии с нынешним международным правом и организацией посреднического вмешательства в этнический конфликт, роль посредника могут выполнять представители государства, группы государств, региональных межгосударственных организаций, ООН, а также представители общественных и международных общественных организаций.
В этнических конфликтах, способных привести к войне, возрастает число иррациональных решений. Угрозы и контругрозы мотивируются престижными соображениями, нежели трезвон оценкой соотношения сил. Рефлективное вмешательство посредника направлено на освобождение восприятия конфликтной ситуации от этноцентризма и восстановление толерантности за счет поиска областей конвергенции интересов. Стадиями рефлективной деятельности посредничества являются: 1) восстановление контакта конфликтующих сторон; 2) формирование доверия на переговорах путем совместной диагностики конфликта и определение совпадающих позиций сторон.[23]
Не все исследователи согласны с ограничением посредничества рефлективной деятельностью. Р.Г. Абдулатинов и А.В. Дмитриев рассматривают рефлективную и результирующую функции посредничества фазами единого процесса урегулирования этнического конфликта.[24]
В.А. Соловьев отмечает контролирующую функцию посредничества в период поствооруженного противостояния. Посредник контролирует договоренности «о поэтапной ликвидации последствий конфликта и переход к обычным взаимоотношениям субъектов бывшего конфликта».[25] В условиях, после заключения мирных соглашений лидерами конфликтующих сторон, наблюдается дефицит доверия между этническими организациями. Радикальная этноцентристская часть организации может использовать период переговорного процесса для подготовки к новой военной конфронтации. Поэтому посредник осуществляет контроль за выполнением мирных договоренностей, ограничивающих конфликтогенные фактор]>). На материале урегулирования осетино-ингушского вооруженного конфликта 1992 г. В.А. Соловьев исследовал роль посреднических федеральных структур в «реконструкции постконфликтного пространства», то есть нормализации отношений между субъектами конфликта. Эта нормализация происходит постепенно, через осуществление комплекса политико-правовых, административных, силовых, социально-экономических мер, ведущих к межгрупиовой кооперации и толерантности.
Глава 2. Стратегия подавления политического экстремизма в Чеченской республике
Стратегия подавления — это систематическое пресечение действий политического экстремизма в регионах посредством применения силы федерального государства. Тактика стратегии подавления представляет ситуативный способ противодействия экстремизму.
В 90-х годах на Юге России наблюдается тенденция повышения общественной опасности политического экстремизма. Она обусловлена существованием многочисленных экстремистских структур, стремящихся к ослаблению конституционного строя РФ насильственными средствами, а нередко — его вооруженному изменению. С этой тенденцией связано увеличение масштабов ведения экстремистской пропаганды, особенно на националистической и религиозно-фундаменталисткой основе. Главным показателем повышения опасности экстремизма для жизни личности, населения региона и Федерации остается расширение практики терроризма. Об этом свидетельствует рост числа зарегистрированных на Юге России преступлений террористического характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9