Рефераты. Современная концепция национальной безопасности РФ






Правительству Российской Федерации и органам государ­ственной власти субъектов Российской Федерации следует:

Ø      согласовать национальную политику с основными прио­ритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического

Ø      развития Российской Федерации и ее субъектов, в свою оче­редь разрабатывать и осуществлять эти программы в соотве­тствии с Концепцией государственной национальной поли­тики Российской Федерации;

Ø      совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений;

Ø      разрабатывать и финансировать (на долевых и конкурс­ных основах) федеральные и региональные программы, нап­равленные на развитие и сотрудничество народов Российской Федерации;

Ø      информационно обеспечивать основные направления федеративной и национальной политики, содействовать осве­щению национальных проблем в средствах массовой инфор­мации и распространению знаний об истории и культуре на­родов России;

Ø      осуществлять подготовку и повышение квалификации кад­ров государственных служащих, специализирующихся в облас­ти федеративных отношений и национальной политики;

Ø      разрабатывать специальные федеративные и региональ­ные программы предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Говоря о нормативно-правовом аспекте совершенствования федеративных отношений, необходимо прежде всего, в нор­мах Конституции Российской Федерации скорректировать юридическую формализацию основных принципов федера­тивного устройства, иными словами, более четко закрепить в конституционных нормах названные принципы федератив­ного устройства и связанные с ними правовые формы регули­рования федеративных отношений, круг предметов ведения, определить основные принципы, формы и процедуру разгра­ничения и реализации компетенции по предметам совместно­го ведения, установить основы публично-правовой ответствен­ности Федерации и ее субъектов за ненадлежащее осуществле­ние разделенной по вертикали государственной власти. Пока же основной пласт законодательства Российской Фе­дерации и ее субъектов еще до конца не сформирован, необ­ходимы экстренные меры, способные сломить неблагоприят­ные тенденции в региональном нормотворчестве, установить предел субъективизму в праве, разрушению единства право­вой системы.

В заключение можно отметить, что действия по обеспе­чению национальной безопасности, в частности, безопаснос­ти основ конституционного строя Российской Федерации и защите интересов государства от угрозы правового сепара­тизма, могут проводиться по двум основным направлениям:

1) противодействие уже реально существующим угрозам, не­посредственное реагирование (адекватное, в соответствии с характером и масштабом этих угроз) на них;

2) превен­тивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз.


Заключение

 

Специфика изучения нацио­нальной безопасности, как открытой динамичной соци­альной системы, имеет ряд особенностей, среди кото­рых – высокие требования к достоверности знания, выбо­ру средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфи­ческие особенности характер­ны не только для изучения системы, но и для ее функцио­нирования. Национальная бе­зопасность имеет сложную структуру. Только научная ме­тодология может найти соот­ветствующие формы для вы­ражения этих сложных струк­тур, зависимостей и отноше­ний между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, при­менение которого позволяет достичь наиболее глубокого ос­мысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функцио­нальных компонентов. Система "национальная безопас­ность" выступает как диалектическое единство взаимодей­ствия жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства. Политика, как деятельность по обеспечению безо­пасности личности, общества и государства, выступает в дан­ной системе в совокупности ее функциональных компонен­тов: гностического, проектировочного, конструктивного, ор­ганизаторского и коммуникативного.

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безо­пасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчи­вом развитии; имеет свою историю, закономерности и зако­ны развития. В демократических странах безопасность лич­ности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным субъ­ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государ­ственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточ­ность сил и средств, гуманность, своевременность и адекват­ность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутрен­них угроз национальным интересам.

Национальная безопасность как социальная система ис­следуется теоретическими методами, среди которых приори­тетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение струк­турных и функциональных компонентов общей системы "на­циональная безопасность" способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безо­пасности. Исторический аспект зарождения и развития системы на­циональной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в раз­личных условиях.

Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основ­ные направления деятельности личности, общества и госуда­рства. Он позволяет видеть политику как конкретную дея­тельность субъектов обеспечения безопасности националь­ных целей, проследить зарождение и истинную роль государ­ства в обеспечении национальной безопасности.

Особенностью отечественной системы обеспечения нацио­нальной безопасности на современном этапе развития стра­ны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодатель­ное закрепление основных принципов и направлений дея­тельности основных структурных компонентов этой систе­мы. Отечественная система обеспечения национальной безо­пасности остро нуждается в разработке научно-методичес­ких основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безо­пасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Список использованных ИСТОЧНИКОВ

  

1.      Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

2.      Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопас­ности России в XXI веке". М.: ЭДАСПАК, 2001.

3.      Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

4.      Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отноше­ния, 1997.

5.      Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб.  статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.

6.      Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.

7.      Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997.

8.      Закон Российс­кой Федерации "О безопасности".

9.      Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993

10.  Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

11.  Концепция национальной безопасности. В ре­дакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

12.  Маликова Н. Р. Методология этносоциологического ис­следования. М.: РАН, 1995.

13.  Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. М.: РАГС, 1997.

14.  Независимая газета. 2000. 12 июля.

15.  Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные ин­тересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.

16.  Подберезкин А. И. Русский путь. М.: Рау-Университет, 1997.

17.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.

18.  Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124.

19.  Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопас­ность Евразии 2000. №1.

20.  Шахназаров Г. Фактор личности и альтернатива демок­ратии // Свободная мысль. 1997. № 10.

21.  Шахрай СМ. Мифология чеченского кризиса. М., 1996.


Приложение 1

 

Схема концепции национальной безопасности

 

 

 

















 


 

 

 






 

 


                                    

Приложение 2

 

Субъекты Российской Федерации с признаками

этнополитической напряженности


пп

Субъекты

Федерации

Национально-территориальные

образования

Доля

русских менее 70%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.