Среду безопасности любой страны в значительной мере определяют философско-мировоззренческие взгляды политической элиты на национальную безопасность. Сегодня эти взгляды четко не выражены ни в Концепции национальной безопасности Российской Федерации[8], ни в практической политике обеспечения национальной безопасности. Различные политические партии не нашли общего понимания национальных интересов России. Государственные органы заняты разработкой множества "концепций", "политик" и "стратегий" безопасности – военной, экономической, экологической, образовательной, ядерной, общественной, информационной и т.д. Однако все эти "политики" и "стратегии" не опираются на единый концептуальный документ обеспечения безопасности. В существующей Концепции национальной безопасности не отражены главные ориентиры для этих "политик" и "стратегий" – национальные цели и национальные ценности Российской Федерации в XXI в. Отсутствие целеполагания обрекает на провал любую политику. Ибо сама политика – это не что иное, как достижение поставленной цели. Национальные цели и национальные ценности, определенные концептуально, предотвращают ведомственный подход в политике. Сегодня к политике обеспечения национальной безопасности неоправданно относят отраслевые проблемы и заботы.
Ликвидация СССР, кризис федерализма, конфронтация между партиями и ветвями государственной власти, борьба между старым и новым мышлениями – все это причины анархии в формировании национальных целей, ценностей и интересов России.
Сторонники "особой роли" и "особого пути" России сводят политику обеспечения национальной безопасности к изоляции страны от внешнего мира.
Спектр мнений, функционирующих в обществе по поводу политики обеспечения национальной безопасности и ее фундамента – национальных ценностей, интересов и целей, достаточно сложен. Однако он дает представление о среде, в которой происходит процесс демократизации в России, формируется парадигма национальной безопасности страны в XXI веке. Чрезмерно пестрая палитра мнений по таким важнейшим вопросам опасно для стабильности в обществе и государстве. Эта опасность усиливается внутренним экономическим положением и слабостью институтов государственной власти.
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В современных условиях среди нерешенных остается проблема обеспечения внутренней безопасности страны от угроз регионального, национального сепаратизма и религиозного экстремизма; сохраняются серьезные экономические, политические и социальные риски; остается низким уровень материального и духовного благосостояния россиян.
Специфика нынешнего состояния национальной безопасности России состоит прежде сего в том, что главные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства исходят изнутри страны и представляют для России гораздо большую опасность, чем внешние угрозы.
Предпосылки для вызревания многих современных угроз и опасностей внутренней безопасности России закладывались в советский период истории. Сверхцентрализованная социальная система при дряхлеющем руководстве не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, страна в последние десятилетия советского управления стала отставать в социально-политическом, технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался и выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанной в начале 90-х годов на основе единовременной либерализации цен и внешней торговли, массовой приватизации госсобственности и ограничения роли государства проведением монетарной политики. Реформирование экономической системы без учета особенностей российской экономики усилило негативные тенденции, имевшие место в советской экономике, привело к обвальному падению производства, дезорганизовало всю хозяйственную сферу страны.
Расширился круг депрессивных регионов, которые не в состоянии обеспечить воспроизводство за счет собственных ресурсов. Значительно возросла территориальная дифференциация естественного прироста и доходов населения. Сопоставление денежных доходов на душу населения жителей Москвы и ряда областных и республиканских центров показывает, что они значительно разнятся при сравнении их со стоимостью 19 основных продуктов питания. Например, возможность приобретения этого набора товаров в Москве в 10,6 раз выше, чем в Дагестане. Региональная политика Центра практически упускает из поля своего внимания этот усиливающийся процесс социально-экономической дифференциации регионов, что служит питательной средой для политического, этнического и правового сепаратизма регионов.
В наиболее неблагоприятных социально-экономических условиях сегодня находятся регионы Северного Кавказа, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эти регионы располагают меньшими возможностями для социально-экономического развития.
Серьезной угрозой внутренней безопасности остается функционирование "теневой экономики". Криминальные структуры проникают во все звенья социально-экономической сферы. Среди основных угроз экономической безопасности Российской Федерации: коррупция в органах государственной власти, спад производства в наукоемких областях, резкий рост экономической преступности, невыполнение государством функций защиты субъектов хозяйствования.
За последние годы общая преступность в стране не только не снизилась, но и продолжает расти. Анализ криминогенной обстановки в сфере экономики дает основание утверждать, что большинство промышленных предприятий России оказались под контролем организованных преступных групп, в различного рода зависимости от легальных коммерческих структур, созданных преступными группировками благодаря использованию нажитых преступными путями средств. Это, прежде всего, характерно для отраслей экономики, продукция которых обеспечивает наиболее быстрое получение прибыли от вложенного капитала (добыча нефти; драгоценных металлов, камней; черной и цветной металлургии). Организованная преступность проникла в сферу внешнеэкономической деятельности, в торговлю и транспорт.
Из общего числа преступных посягательств на природные ресурсы более 49% составляют посягательства на продукцию цветной металлургии. Согласно экспертным оценкам латентность преступлений в цветной металлургии колеблется от 50 до 70%. Особую опасность представляют хищения цветных и редкоземельных металлов с металлоемких производств, объектов энергетики, транспорта и связи. Они не только наносят значительный материальный ущерб всей нации, но и создают реальную угрозу общественной безопасности, так как их последствиями могут стать чрезвычайные происшествия и техногенные катастрофы.
Отсутствие должного государственного контроля в металлургии способствует не только отмыванию денежных средств и расцвету "теневого бизнеса", но и монополизации иностранными компаниями экспорта российских металлов.
Анализ материалов и дел оперативного учета, а также оперативной информации ФСБ, ФАПСИ, ГТК свидетельствует о монополизации предприятий алюминиевой промышленности России фирмами, входящими в британскую корпорацию "Trans World Group". Это стало возможным благодаря бесконтрольной переориентации отечественных алюминиевых заводов на толлинговые операции. Суть этих операций заключается в гарантированной поставке давальческого сырья (глинозема) на предприятия с последующим сбытом готовой продукции. Предприятия получают от корпорации кредиты под высокую (24% годовых в валюте) процентную ставку, что приводит вместо планируемого обновления производственной базы к простому кредитованию их оборотных средств. Тем самым британские трейдеры обеспечивают себе высокие доходы и перекачку стратегически важного металла на Запад.
В настоящее время российская организованная преступность активно взаимодействует с зарубежными преступными группировками. Ими широко используются внешнеэкономические связи государства. Если в 1993 г. был выявлен 101 случай контрабанды, то в 1997 г. этот показатель увеличился в 30 раз. Всего же в 1997 г. правоохранительными органами выявлено более 200 тыс. преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. За последние два года органами внутренних дел выявлено более 25 тыс. незаконных валютных сделок[9].
Затянувшийся процесс формирования законодательной базы и механизма государственного контроля за внешнеторговыми операциями способствовал росту обширной сети коммерческих структур, занимающихся незаконной внешнеэкономической деятельностью и получаемых необлагаемые налогом сверхприбыли.
В последнее время широкий размах получило такое социальное явление как антисоциальная деятельность государственных коррумпированных чиновников. Сложность преодоления этого явления состоит нередко в том, что это – государственные служащие, по долгу службы обязанные содействовать укреплению национальной безопасности России. Беспрепятственное пересечение правонарушителями границ, незаконный и бесконтрольный провоз грузов и валюты осуществляются не без содействия коррумпированных государственных служащих. Совершаемые ими противоправные действия наносят серьезный ущерб жизненно важным интересам личности и общества Взяточничество должностных лиц наносит не только материальный ущерб, но и подрывает доверие граждан к государству. По данным экспертов, число организованных преступных групп, имеющих коррумпированные связи в органах государственной власти и управления, за 1999 г. возросло на 23,1%[10].
Исследование организованной преступности в экономической сфере выявило следующие тенденции в ее развитии:
Ø приток новых сил, в т.ч. из сфер государственного управления, военной службы, правозащитной деятельности, в "теневую экономику";
Ø проникновение лиц из преступных группировок в органы государственной власти и управления всех уровней и сфер деятельности;
Ø усиление организованного начала в преступной среде;
Ø массовый переход представителей уголовной среды в легальные предпринимательские структуры;
Ø активизация организованных преступных группировок в установлении межрегиональных и международных связей;
Ø расширение сфер преступной деятельности;
Ø нарастание противодействия оргпреступности правоохранительным органам, усиление психологического и физического давления на "несговорчивых" должностных лиц, работников правоохранительных органов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10