Рефераты. Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.






     В 1999 г. количество учебных заведений по стране с неординарным образованием достигло 1520. В этих учебных заведениях и обычных учебных заведениях получали образование 371600 студентов-инвалидов.

      Колоссальны успехи в развитии просвещения для национальных меньшинств. В 1999 г. во всем Китае функционировали 12 национальных институтов (университетов), в пяти автономных национальных районах (Синьцзян, Тибет, Нинся, Внутренняя Монголия и Гуанси) имелось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, более 20 тысяч национальных начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5 миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч человек. В 1999 г. студентов из среды национальных меньшинств обучалось в университетах 250 тысяч человек, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране. В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих студентов в университетах.
Страна помогает районам, населенным нацменьшинствами, осуществлять двуязычное обучение и обеспечение учебными материалами на национальных языках. Из 55 нацменьшинств Китая 53 имеют свой язык. Используя 29 видов учебных материалов на языке 21 национальности или переводные материалы ведется двуязычное обучение. Ежегодно издается и переводится более 3500 видов учебных материалов для средней и начальной школы по различным дисциплинам общим тиражом около 100 млн. экземпляров. [8; 35-36]

       Быстро развивается образование на этапе средней школы. К 2000 г. в Китае насчитывалось 14100 средних школ с 10497100 учащимися, 21800 специализированных средних школ со 14427500 учащимися. Поступающие учиться на этапе средней школы составляют 41,5% учащихся, выпускников, которые продолжают образование – 63,8%. Преподавателей в обычных полных средних школах насчитывается 692400 человек.
Начинается масштабное развитие среднего профессионального образования. В 1999 г. в Китае имелось 16641 среднее профессиональное училище, в которые были набраны более 4120 тыс. учеников. В этих учебных заведениях занималось свыше 11400 тыс. учащихся. По количеству набранных и занимающихся в этих училищах они составляют соответственно 51% и 52% всех получающих образование в Китае на этапе средней школы.
     Устойчивое развитие получило высшее образование. В 1949 г. на китайском материке работало лишь 205 вузов. В 1999 г. их было уже 1942, и в них обучалось по данному профилю 7180 тыс. студентов с 4-х и 3-летним сроком обучения, из которых 4130 тыс. студентов получали 4-летнее образование. Насчитывалось 871 вузов для взрослых с 3040 тысячами учащихся по 4-летней программе. Число абитуриентов для получения высшего образования составляет приблизительно 10,5%. В 775 организациях велась подготовка аспирантов, которых насчитывалось 233500 человек.
Быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна. Уже функционируют 92 таких профессионально-технических институтов. Число лиц, принимаемых для получения высшего образования на базе экстерна, достигло 13 млн. человек. Одновременно активно разворачивается профессиональная переподготовка. В 2000 г.  различными формами этого обучения в системе среднего специального образования и образования для взрослых было охвачено 101570 тыс. человек. [8; 36]

      Были созданы также благоприятные условия для наращивания и поддерживания общественных сил, создающих организаций, занимающиеся обучением. В 2000 г. по всей стране было открыто 50 тысяч с лишним общественных учебных заведений различной ступени и различных категорий и учреждений образования, в них числилось свыше 10 млн. учащихся. Среди этих учебных заведений 37 тысяч детских садов, которые посещали около 2220 тысяч детей; 3264 начальные школы с контингентом 980 тысяч учащихся; 2593 обычные средние школы, в которых учились 1070 тысяч человек; 950 профессиональных средних школ с контингентом 270 тысяч учащихся. 37 вузов, функционирующих на общественные фонды, выдают дипломы и свидетельства в них обучалось 46 тысяч студентов; 157 экспериментальных учебных заведений с получением свидетельств и дипломов о получении высшего образования, в них обучалось 258 тысяч человек; 1240 других организаций высшего образования. Контингент учащихся составлял 1184 тысячи человек. Общественные организации высшего образования становятся важной силой в армии китайского образования. [45; 321-322]

      В Китае заметно прогрессирует информатизация образования, активно развивается дистанционное образование. В 1979 году был открыт университет Центрального радио и телевидения Китая, в 1986 году начало функционирование китайское телевидение образования со спутниковым вещанием. К середине 90-х годов в КНР сформировалась крупнейшая в мире по масштабам в рамках национальной территории система дистанционного образования, главным звеном которой являются радио и телевизионные передачи, более 2000 тыс. преподавателям и директорам начальных и средних школ предоставляли возможность продолжать образование и переподготовку, оставаясь на своих постах. Благодаря этой форме обучения было выпущено 2310 тыс. человек, получивших 3-летнее образование. В настоящее время в учебных заведениях радио и телевидением обучается 1100 тыс. человек. Кроме того, учебные заведения радио и телевидения предоставил и десяткам миллионам крестьян знания по агротехнике.
В 1994 г. в КНР началось создание сети образования и научных исследований (CERNET) и в основном уже сформирована система сетей в области образования, состоящая из главной государственной сети, районной сети и сети учебных заведений и детских садов. Сетью СETNET уже охвачено более 70 городов, около 400 вузов. Очень скоро она свяжет все однопрофильные высшие учебные заведения, а через INTERNET свяжет и со всем миром. Пропускная способность главной государственной сети CERNET и районных сетей достигла 155М. Развитие сетей Интернета стимулирует развитие современного дистанционного образования. В Китае уже имеется 30 высших учебных заведений, ведущих преподавание через Интернет. Современное дистанционное образование, технической основой которого служит Интернет, в соединении с радио и телевизионным образованием и связью через спутники образовало телекоммуникационную систему образования, покрывающую весь Китай.

      В КНР активно развивается пожизненное образование. Китайское правительство разработало политику всестороннего продвижения вперед воспитания качественных характеристик, пролагая и укрепляя связи и контакты для получения образования разных ступеней и категорий, помогая учебным заведениям открываться обществу и стимулируя людей поэтапно завершать образование и продолжать учиться. В настоящее время быстро развивается система образования в социумах. [45; 324]

      В марте 1985 г. Китай принял решение провести реформу системы управления в области науки и техники для их скорейшей модернизации в соответствии с требованиями научно-технической революции. В решении ЦК КПК были определены основные направления реформы. Они предусматривали изменения в финансировании научно-исследовательских учреждений и внедрение подрядной и контрактной систем; замену передачи технологических новшеств чисто административными методами рынком технологии; поощрение сотрудничества между исследовательскими, учебными и проектными институтами; всемирное развитие контактов в области науки и техники с другими странами и обеспечение большей самостоятельности исследовательских институтов в принятии решений, в частности при организации исследовательской работы или при создании технических служб. [63 ;76]

       Как видно из приведенных данных, процесс развития образовательной сферы КНР идет интенсивными темпами с самых разных социальных аспектов, с использованием передовых возможностей науки и техники. Улучшалась жизнь народа, в целом был достигнут среднезажиточный уровень. Чистые среднедушевые доходы сельских жителей и среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении, составили в 2000 году соответственно 2253 и 6280 юаней при среднегодовом приросте на 4,7 и 5,7 %%. На рынке большой выбор товаров, потребительский уровень населения непрерывно возрастал, и общий объем розничной торговли предметами общественного потребления ежегодно поднимался в среднем на 10,6 %. Значительно улучшились условия жизни городского и сельского населения в смысле жилья, использования средств связи, потребления электроэнергии. Более чем в два раза возросли за последнее пятилетие остатки банковских сбережений населения. Быстро росли его финансовые средства в виде акций, облигаций займа и т. д. Значительно сократилось число бедствующих на селе, задачи семилетнего плана избавления от нищеты 80 млн. населения в основном выполнены.

      Разумеется, в условиях трансформации прежней командно-административной системы в систему социально-ориентированного государства с регулируемой рыночной экономикой, сопровождающейся появлением новых и обострением старых противоречий, при отсутствии позитивного опыта такой трансформации, невозможно избежать сопутствующих этому процессу негативных явлений, таких как рост имущественного расслоения общества, коррупции и эрозии традиционных и социалистических морально-этических ценностей, условия для которого объективно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому здесь речь может идти лишь о политической воле и способности власти противодействовать этим явлениям, ограничивая масштабы их проявления и степень воздействия на экономику, общество и саму государственную власть.

      Подводя итог второй главе, важно отметить, что изменения в китайском обществе, связанные с модернизацией экономики,  не были однозначными. С одной стороны, был зафиксирован стабильный рост уровня благосостояния народа, а с другой – усиление его классовой дифференциации. Положительным явлением стала социальная политика КНР, включающая развитие программ социального обеспечения, медицинской сферы, образования. В целом же социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

     


     





ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

3.1. Истоки политического кризиса КНР

      Преобразования политической сферы в Китае проходили наиболее медленно. Вопрос о политической реформе требовал деликатного подхода и осторожности. Но при этом аксиоматическим стало утверждение, что успех экономических реформ во многом зависит от политических преобразований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.