Рефераты. Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.






      XIV Всекитайский съезд КПК, исходя из проделанной работы по реформе экономической системы, установил основную цель реформ – создание системы социалистической рыночной экономики. [38; 243] В марте 1993 г. на первой сессии ВСНП восьмого созыва была принята поправка к Конституции, закрепляющая положение о том, что «Государство осуществляет социалистическую рыночную экономику». [38; 244] Система социалистической рыночной экономики увязана с социалистическим строем. В этих условиях при наличии общественной формы собственности, которая занимает доминирующее положение в народном хозяйстве, функционируют индивидуальный, частный сектора экономики и сектор с использованием иностранного капитала, которые рассматриваются как дополнение к общественной собственности. Все эти сектора экономики в течение длительного времени будут сосуществовать и совместно развиваться. В сфере распределения материальных благ превалирует принцип «каждому – по труду», который, естественно, дополняется и другими формами распределения; учитывается и справедливость, и эффективность работы. В области макрорегулирования и макроконтроля перспективные интересы населения должны увязываться с сегодняшними, частные – с общими, что поможет проявить преимущества как плановой экономики, так и рыночной. [59; 4]

        Таким образом, реформа, начавшаяся в 1979 г. с сельского хозяйства, благотворно сказавшись на уровне жизни сельского населения, явилась частью социальных преобразований, повлекла за собой ряд преобразований в промышленной, торговой, политической сферах.

2.1.1. Реформа сельской экономики

     

      Первый этап аграрной реформы открыли решения III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшегося в декабре 1978 г. В принятом на пленуме «Постановлении (проекте) относительно некоторых вопросов ускорения темпов развития сельского хозяйства» были выбраны следующие основные установки: уважать права собственности и право на хозяйственную самостоятельность производственных бригад; на основе общественной собственности на основные средства производства (землю) широко внедрять систему подрядной ответственности, при которой оплата труда производится по его конечному результату;  восстанавливать и защищать приусадебные участки, подсобное домашнее хозяйство крестьян и открывать рыночную торговлю; осуществлять социалистический принцип распределения «каждому по труду»; покончить с уравниловкой; повысить закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов и т. д. [41; 5]

      При системе семейного подряда крестьяне получают у кооперативно-хозяйственных единиц определенный участок земли для обработки. Рассчитавшись с государством по госзаказу, т. е. внеся сельскохозяйственный налог, а также производя отчисления от прибыли коллективу в общественные фонды, всей остальной продукцией они распоряжаются по собственному усмотрению и доходы от ее свободной реализации оставляют себе. При таком оптимальном сочетании общегосударственных, коллективных и личных интересов сельские товаропроизводители получили широкую самостоятельность и реальную заинтересованность в наилучших результатах хозяйствования. Тем более, что уже в 1979 г. государство значительно повысило закупочные цены на зерно и другие 18 главных видов продукции сельского хозяйства и подсобных промыслов, в результате чего общий уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию вырос на 22,1 %, в 1980 – еще на 8,1 %, а впоследствии ежегодный прирост составил 3 %. [41; 5] Пресса по этому поводу отмечала: «Китайское руководство смогло пробудить в крестьянских массах заинтересованность в результативном труде с помощью вполне естественных, отвечающих здравому смыслу мер, но выглядевших разительным контрастом на фоне двух предшествующих десятилетий, когда, как горько шутили в стране, «только один человек в уезде – первый секретарь парткома – и знал, как надо заниматься сельским хозяйством». [48; 8]

      Наряду с этим с 1979 г. началась реформа системы народных коммун, которые служили как низовыми хозяйственными единицами, так и низовыми органами власти в деревне, которым подчинялись производственные бригады.  Началось и к концу 1984 г. в основном закончилось разделение властных и хозяйственных функций. Функцию государственной власти на местах теперь выполняли новые волостные правительственные органы, а народные коммуны преобразованы в разнообразные кооперативно-хозяйственные единицы на уровне волости. [44; 12]

      Семейный подряд дал мощный стимул крестьянам наращивать сельскохозяйственное производство. Он стал широко распространяться не только в земледелии, но и в лесном хозяйстве, животноводстве, морском и пресноводном промыслах и в других отраслях. Всеобщее освоение этой системы дало толчок преобразованию формы собственности на селе. В китайской деревне, кроме коллективного хозяйства, появились единоличные, частные хозяйства и разнообразные формы кооперативных хозяйств. В 90-х годах были созданы и успешно конкурировали, взаимно обогащая друг друга и содействуя развитию общественных производительных сил в деревне, различные экономические уклады. Правда, центральным, преобладающим оставалось коллективное хозяйство, вокруг которого они и интегрируются. [48; 8]

      В 1988 г. ЦК КПК И  Госсовет разработали «10 положений относительно дальнейшего оживления сельской экономики» претворение их в жизнь открыло второй этап аграрной реформы в  Китае. Главный смысл новых преобразований заложен в отмене системы централизованных заготовок сельхозпродукции и введении закупок по договорам контракции, урегулировании отраслевой структуры в деревне, в развитии волостных и поселковых предприятий, различных подсобных промыслов и т. д. [63; 274]

      Отмена госзаказов, введение системы контракции закупок и свободных цен на мясо, молоко, яйца, овощи и т. д., свободной торговли, альтернативной государственной, дали мощный толчок переводу аграрного комплекса на рыночные рельсы. Жесткая командно-административная система уступила место экономическому регулированию государством сельской экономики посредством цен на товары, налогов, кредита, законодательства, других мер макроконтроля и макрорегулирования под эгидой планового развития страны. Крестьяне стали постепенно переходить от производства продуктов главным образом по госзаказу к выпуску того, что пользуется наибольшим спросом на рынке. При этом создались небывало благоприятные условия для бурного развития неземледельческих отраслей, валовая продукция которых в китайской деревне уже в 1988 г. составила 53,5% в валовом общественном продукте на селе. [24; 14]

      Развитие сельской экономики невозможно без наращивания в нее государственных капиталовложений. Именно такая политика увеличения инвестиций в аграрный сектор проводилась в КНР. В основном за счет государственного финансирования и кредитования строились крупные ирригационные системы и сооружения, базы по производству товарного зерна, повышалось плодородие земель, вводились другие строительные объекты, имеющие стратегическое значение.

      Однако основную сумму капиталовложений в село долгое время составляли привлеченные собственные средства самих крестьян и их коллективов. Именно они стали главной опорой сельскохозяйственной экономики и важнейшей составной частью народного хозяйства. К 1991 г. валовая продукция таких сельских предприятий составила 1162,2 млрд. юаней, или 59, 2 % валового общественного продукта китайской деревни.  Профиль таких производств включал переработку сельхозпродукции, выпуск промышленных товаров народного потребления и изделий производственного назначения, транспорт, строительство, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание и т. д. Они выпускали всевозможные предметы аграрного назначения, бытовые изделия, продукты питания, одежду, обувь и пр. Важным моментом являлось и то, что такие предприятия строились в сельской местности, в небольших глубинных городках и селах, что позволяло эффективнее использовать имеющиеся там излишки рабочей силы и за счет оживления местной экономики поднять на новый уровень коммунальное и социально-бытовое обустройство. [41; 5]

       Народное хозяйство продолжало идти по пути быстрого и здорового развития, совокупная мощь государства еще больше возросла. Валовой внутренний продукт в 2000 г. достиг 8940,4 млрд. юаней и ежегодно рос в истекшем пятилетии в среднем на 8,3%. Перевыполнены задания по учетверению валового национального продукта на душу населения по сравнению с 1980 г. На базе продолжавшегося роста экономики и улучшения экономической эффективности финансовые доходы государства в 2000 г. составили 1338 млрд. юаней, а это значит, что они ежегодно росли на 16,5 %. [20;6] По производству главных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел в первые ряды мира, с дефицитом товаров в основном покончено. Позитивные сдвиги произошли в упорядочении производственной структуры. Заметно возросли производственные мощности в области производства зерна и других главных видов сельхозпродукции, совершен исторический переход от длительного дефицита к сбалансированному в основном ее общему объему и избытку в урожайные годы.

      Таким образом, реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, -- волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

2.1.2. Реформа городской экономики

       Реформа городской экономики непосредственно связана с реформой китайской промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах. Система управления промышленностью в Китае в основном сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом  советскую систему. Данная система имела ряд недостатков, таких как: чрезмерная централизация управления, слияние хозяйственных и административных функций у руководства производства, частая несогласованность подходов ко многим вопросам территориального и ведомственного руководств. Реформа промышленности, таким образом, была вызвана несоответствием существовавших принципов управления промышленностью существующему уровню производственных отношений на селе и нуждами аграрной реформы, которое проявилось уже в первой половине 80-х годов. [24; 13]

       После III Пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва начался большой эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью по принятым Госсоветом КНР пяти документам (1979) – «Временное положение о расширении хозяйственной самостоятельности государственных промышленных предприятий», «Положение о делении прибылей на государственных предприятиях», «Временное положение на введение налога на основные фонды на государственных промышленных предприятиях», «Положения относительно нормы амортизации на государственных промышленных предприятиях и усовершенствования методов использования амортизационных средств», «Временные положения о кредитовании оборотных средств на государственных промышленных предприятиях».  [38; 76] Для осуществления данного эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица обязаны были выделить определенное число «подопытных» предприятий. Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями, к августу 1980 г. число участвующих в эксперименте предприятий возросло до более чем 6 тысяч, что составило около 16 % общего количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60 и 70 %% в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли. [11; 321] Для стимулирования реформы на этих предприятиях, а также с целью вовлечения в нее новых промышленных единиц госсектора, в одобренном в сентябре 1980 г. Госсоветом КНР докладе Государственного экономического комитета «О положении и перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности предприятий» указывалось на допустимость использования различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. [11; 322] С 1981 г. эти права были значительно расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в национальную промышленность тех из них, которые доказали свою дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 г. экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки. [11; 323]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.