Рефераты. Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.






      Установки XII съезда КПК открыли путь к осуществлению новой политической линии,  но она закреплялась постепенно, в борьбе мнений, через мучительное преодоление стереотипов, трудное урегулирование конфликтов.

      На американском направлении перемены выразились в ужесточении китайских позиций по спорным вопросам и в дистанционировании КНР от США на международной арене. Пекин перестал идти навстречу американским предложениям и призывам стратегического характера, все настойчивее фиксируя независимость и самостоятельность собственного внешнеполитического курса. [3; 2]

      Параллельно намечались сдвиги и в советско-китайских отношениях. Осенью 1982 г. была достигнута договоренность о проведении политических консультаций между КНР и СССР. Объем двустороннего товарооборота вырос в том же году на 50 %, состоялись первые после длительного перерыва взаимные визиты делегаций. Пекин взял курс на расширение связей со всеми странами социалистического содружества (исключая Вьетнам), на восстановление связей с большинством коммунистических и рабочих партий. Было заявлено, что КПК строит свои взаимоотношения с зарубежными коммунистами независимо от их близости к КПСС. Компартия Китая признала,   что в прошлом допускала в отношении других партий ошибки и промахи, которые повлекли за собой отрицательные последствия. [3; 2-3]

      Энергичные усилия предприняло китайское руководство по укреплению позиций КНР в развивающемся мире. Китай все активнее взаимодействовал с движением неприсоединения, «группой 77», организовывал мероприятия по налаживанию сотрудничества «Юг -- Юг». Углублялись связи со странами АСЕАН, были внесены коррективы в подход к Индии. Улучшились отношения с рядом левых правительств и движений (Анголой, Эфиопией, Никарагуа, Африканским национальным конгрессом и другими).

      Изменяя многие параметры своей политики, Китай не хотел, однако, портить связи с Западом. В 1983-1984 гг. КНР удалось добиться от США и их союзников важных уступок в политических и экономических вопросах. Отношения между сторонами стабилизировались и продолжали наполняться материальным содержанием. Контакты развивались в различных областях, в том числе и военной.

     Однако, не смотря на перечисленные изменения, баланса в отношениях КНР и Западом и Востоком, а главное, с США и СССР, достигнуто не было. Основное препятствие заключалось в том, что в китайской столице Советский Союз все еще рассматривали как «главную угрозу» национальной безопасности КНР.   [3; 3]

      Ближе к концу 1988 г. китайское руководство выдвинуло концепцию нового международного политического порядка, предусматривающую перевод отношений между всеми государствами на принципы мирного сосуществования. На этом фоне развивались и укреплялись советско-китайские отношения. По словам Дэн Сяопина, больше всего КНР на тот момент интересовало смягчение напряженности в мире.   [3; 4]

     Трагические события весны 1989 г., произошедшие на площади Тяньаньмэнь, на несколько лет отодвинули решение проблемы демократизации китайского общества на задний план. Сдвиги наметились только в 1992 г., на XIV съезде Компартии, признавшей необходимость политических преобразований в КНР. [10; 29]

      Однако многое из того, за что боролись студенты весной 1989 г., сегодня в Китае реализовано на практике. Экономические реформы шаг за шагом приближают Китай к реальному, пусть управляемому «социалистическому», но к рынку. Политические преобразования, пусть медленно, но осуществляются. Может быть, это и верно: здесь поспешность может только навредить. И что самое главное, жива и набирает силу консолидирующая китайское общество идея «возрождения Великого Китая», ради реализации которой, по мнению большинства китайцев, можно смириться с временными «недемократическими неудобствами». [10; 29]

      Одержимая именно этой идеей китайская молодежь яростно протестовала в мае 1999-го против НАТО после ракетных ударов по Посольству КНР в Югославии. Ущемленное национальное достоинство, равно как и действия стран «подлинной демократии», затмили «демократические амбиции» китайской молодежи. А десятилетняя годовщина событий на площади Тяньаньмэнь была отмечена на удивление спокойно.

      Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что  политическая реформа в КНР началась значительно позднее социально-экономических преобразований. Важным направлением реформы явилась перестройка правительственных органов, упрощение аппарата управления, разделение функций партийных и государственных органов, кадровая политика и т. д. Однако трагические события 1989 г., ознаменовавшие кризис политической системы КНР, свидетельствовали как о развитии демократических тенденций в китайском социуме, так и о неудовлетворенности общества процессом политических преобразований. 

      Подводя итог третьей главе, важно отметить и тот факт, что концепцией реформы не предусматривалось создание новой модели политической системы, речь шла именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением доминирующей роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности. Политическая реформа КНР была вызвана объективной необходимостью, связанной с несоответствием требований динамично развивающейся исторической, социально-экономической действительности существующей политической системе.


      









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы.

Милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна, политика «большого скачка», «культурная революция» довели страну до критического состояния.         В 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе.

      Состоявшийся 18-22 декабря III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва имел историческое значение, став переломным этапом в социально-экономическом и политическом развитии КНР. Пленум объявил о необходимости экономических преобразований, утвердил новую политику «реформы и открытости» КНР.

      Экономические преобразования в Китае начались с сельскохозяйственного сектора. В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда. В коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места. Активно развивался и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходил к масштабному хозяйствованию. В рекордно короткие сроки модернизация сельского хозяйства дала ошеломляющие результаты.

     Успехи сельскохозяйственной реформы послужили толчком для преобразований промышленного сектора экономики КНР. На III пленуме ЦК КПК двенадцатого созыва была впервые выдвинута концепция плановой товарной экономики. На предприятиях значительно ослаблялся административный контроль, руководству предоставлялась большая самостоятельность, связанная с возможностью дополнительного производства и свободной продажи, а также возможностью распоряжаться  частью доходов от продаж. В отношении заработной платы также были приняты конструктивные меры: снят принцип уравниловки, оплата труда стала осуществляться в зависимости от качества, количества и сложности выполняемой работы. 

      Кардинальные изменения произошли в системе ценообразования.   Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями.

      Глубоким изменениям за исследуемый период подверглась и социальная сфера: стремительное развитие экономики значительно повысили уровень жизни населения. Кроме того, успешно была проведена и проводится программа социального обеспечения, программа по ликвидации «неграмотности», программа планирования семьи. Преобразования в сфере образовательной системы выразились в разработке образовательных программ, увеличении количества детских дошкольных учреждений, начальных и средних школ, специальных учреждений среднего звена, высших учебных заведений. Повысилось и качество образования, разнообразны способы его получения. Образовательная программа в КНР  предусмотрена и для национальных меньшинств, которых в Китае насчитывается около шестидесяти.

      После провозглашения в 1976 году политики «реформ и открытости» во внешней политике КНР произошли значительные изменения, связанные с расширением внешнеполитических связей, привлечением в страну иностранных денежных инвестиций.

       Реформа внутренней политики Китая, необходимость которой назрела в 80-х годах, не принесла существенных изменений в сложившийся политический стой, ограничившись кадровой реформой, реформой системы управления и еще некоторыми в целом незначительными изменениями, связанными с демократизацией общества.

      Таким образом, КНР по-прежнему придерживается линии строительства «социализма с китайской спецификой», предусматривающей развитие рыночной экономики в условиях социализма.

      

                                   

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бажанов Е. Суть перемен // Новое время. -- 1990. -- №16. -- С. 20-22.

2. Бажанов Е. Китай: второе десятилетие реформ // Коммунист. – 1991. –

    №6. -- С. 113-123.

3. Бажанов Е. Новое мышление с китайской спецификой // Новое время. –  

    1989. -- № 23. -- С. 1-4

4. Барахта Б. Китайский «рыночный социализм» -- что это такое? //

    Деловой мир. -- 1993. -- №8. -- С. 5.

5. Басов Б.Н. Критика «буржуазной либерализации» в газетах КНР //   

    Проблемы Дальнего Востока. – 1987. -- №3. -- С. 151.

6. Белоусов Р. , Сенчагов В. Экономика Китая: успехи и трудности //   

    Экономист. – 1995. -- №3. -- С. 85-90.

7. Березный Л.А. К проблеме выбора пути Китая в XX веке // История Китая

    в новое и новейшее время: проблемы историографии и источниковедения.

   М.: Наука, 1991. -- С. 68-75.

8.  Боревская Н. Совершенствование образования – ключ к подъему

     экономики // Азия и Африка сегодня. -- 2002. -- №1. -- С. 32-36.

9.  Брукан С. Тени прошлого на пути прогресса // Новое время. 1990. –

     № 27. – С. 4.

10. Ван Цзунинь. Год после Тяньаньмэнь // Новое время. -- 1990. -- № 27. --

      С. 28-29.

11. Васильев Л.С.  История Востока: В 2-х т. -- М.: Восточная литература

      РАН, 1993. -- Т.2. – 467 с.

12. Васильев Л.С. Как Дэн Сяопин победил маонизм // Новое время. – 1992. -- № 34. -- С. 22-24.

13. Васильев Л.С. Китайские церемонии // Новое время. – 1992. -- № 47. -- 

      С. 25-27.

14. Вильперт Б., Шарпф С. Управление на стыке культур: совместные  

     предприятия в КНР // Мировая экономика и международные отношения. --

     1995. -- №7. -- С. 109-116.

15. Гаджиев К.С. Сравнительная политология // Вестник МГУ. – 1996. --

      №2. -- С. 20-21.

16. Ганюшкин В. Губер А., Игнатенко В.  Раскрепощение сознания //

      Новое время. – 1989. -- №23. -- С. 18-22.

17. Ганюшкин В. Губер А., Игнатенко В. Рычаги экономической реформы //

      Новое время. – 1989. -- №23. -- С. 23-26.

18. Ганюшкин В. Губер А., Игнатенко В. Партия в новых условиях //

     Новое время. – 1989. -- №23. -- С. 27-33.

19. Гарушянц Ю.М. Китайские реформаторы о демократии и правах человека

     // Общество и государство в Китае. -- 1994. -- № 25 – С. 141-148.

20.  Гельбрас В. Экономические реформы в России и Китае: попытка

       сравнения // Азия и Африка сегодня. – 1997. -- №3. -- С. 2-8.

21. Гельбрас В. Экономические реформы в России и Китае: попытка

      Сравнения // Азия и Африка сегодня. -- 1997. -- №5. -- С. 22-25,

      С. 29-30.

22. Гидденс Э. Мировые системы и Европа // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург, 1998. С. 332.

23.  Голяков С. От догм – к реализму // Новое время. – 1989. -- №23. -- С. 5-8.

24. Голяков С. Город и деревня // Новое время. -- 1989. -- №23. -- С. 9-13.

25. Голяков С. Держать дверь открытой // Новое время. – 1989. -- №23. --

      С. 14-17.

26.  Делюсин Л. Трудный путь к социализму // Азия и Африка сегодня. --

      1989. -- № 10. -- С. 8-14.

27. Делюсин Л. Каково место Мао Цзэдуна в истории страны // Азия

      и Африка сегодня. -- 2001. -- №2. -- С. 22-27.

28.  Делюсин Л. Реформы идут. Леваки бьют тревогу // Азия и Африка

       сегодня. – 1997. -- № 9. -- С. 22-29.

29.  Делюсин Л. Модернизация и демократия // Азия и Африка сегодня. --

       1997. -- №5. -- С. 2-6.

30.  Делюсин Л. Кто тормозит реформы  // Азия и Африка сегодня. – 1992. --

       № 9. -- С. 19-24.

31.  Делюсин Л. «Китайский капитализм» или «социализм с китайской

      спецификой»? // Свободная мысль. -- 1993. -- № 12. -- С. 52-66.

32.  Делюсин Л. Полвека – две эпохи // Азия и Африка сегодня. – 1999. --

        №10. -- С. 4-10.

33.  Делюсин Л. Идеалы социализма и «мировая эволюция» общества //

       Азия и Африка сегодня. – 1992. -- №2. -- С. 52-57.

34. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой.

      М.: Наука, 1997. – 364 с.

35.  Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. – М.: Наука,

       1988. – 317 с.

36.  Зотов В. Китай: истоки политического кризиса // Иностранная

      Литература. -- 1989. -- №11. -- С. 204-225.

37.  Зотов В. От коррумпированной культуры к культурной коррупции //

       Иностранная литература. – 1991. -- №10. -- С. 236-250.

38.  Китайская Народная Республика. Справочник. – М.: 1989. -- 425 с.

39. КНР: краткий исторический очерк. – М.: 1980. – 276 с.

40.  Кондрашова Л. Жизнь улучшается, хотя и медленно // Азия и Африка

       сегодня. – 1999. -- №10. -- С. 15-21.

41. Леганьков В. Реформа в китайской деревне // Белорусская нива. – 1993. --

      № 36. -- С. 5.

42. Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике //

      Новая и новейшая история. – 1996. -- №6. -- С. 3-8.

43. Макгрегор Р. Главная ставка – стабильность // За рубежом. – 1997. –

      №4. -- С.6-7.

44. Марцель Б.М. Аграрная рэформа ў Кітайскай вёсцы (1978-1988) // Веснік

      БДУ. -- 1992. -- №1. -- С. 11-14.

45. Новейшая история Азии и Африки. XX век: В 2-х ч. – М.: Наука, 2004. --

     Ч. 2. –  481 с.  

46. Оникиенко А. Реформа госсектора в КНР: поиск путей повышения

      эффективности // Мировая экономика и международные отношения. --

      1992. -- № 6. -- С. 96-107. 

47. Платковский А. Дэн указал Китаю путь // Известия. – 1997. -- №34. -- С. 1.

48. Портяков В. В китайской деревне // Сельская жизнь. -- 1991. -- №5. -- С. 8.

49. Потапов М. Открытая политика Китая: опыт для нас // Мировая

      экономика и международные отношения. -- 1993. -- № 1. -- С. 107-111.

50. Разов С. 40 лет КНР: некоторые итоги, проблемы, перспективы //

     Коммунист. – 1989. -- № 14. -- С. 99-109.

51. Старостенко Ю. Тревожные дни в июне // Новое время. -- 1989. -- № 25. --

      С. 33-35.

52. Старостенко Ю. Ответы на вопросы // Новое время. -- 1989. -- № 23. --

      С. 31.

53. Старостенко Ю. Эхо июньских событий // Новое время. -- 1989. -- №28. --

      С. 35.

54. Смит Дж. Китай после Дэн Сяопина // За рубежом. – 1995. -- №7. -- С. 1-3.

55. Савенков Ю., Скосырев В.  Отставка патриарха // Известия. – 1997 --

      №34. --  С. 5-6.

56. Сергеев С. Реформа политической системы в Китае: замыслы

      и проблемы // Партийная жизнь. – 1989. -- №19. -- С. 73-80.

57. Титаренко М.Л. Западные реформы и исламский мир // Свободная

      мысль. -- 1996. -- №3. – С. 67.

58.  Титаренко М.Л. Жизнестойкость и стабильность китайской

       цивилизации – условие развития Китая. Востоковедение и мировая

       культура – М.: Наука, 1998. – 364 с.

59.  Титаренко М. Модернизация Китая: вызовы времени // Азия и

      Африка сегодня. -- 2001. -- № 11. -- С. 2-6.

60. Труш С. Кому достанется скипетр? // Новое время. -- 1992. -- №23. -- 

      С. 22-25.

61. Федотов В. В современном мире // Азия и Африка сегодня. – 1999. –

    №10. -- С.22-26.

62. Шаврук И. Одна страна – две социально- экономических модели //

      Беларуская думка. – 1996. -- №3. -- С. 52-62.   

63. Энциклопедия нового Китая. М.: Советская энциклопедия, 1989. – 687 с.

64. Яковлев М. Дэн Сяопин // Азия и Африка сегодня. – 1989. -- №1. –

      С. 24-29.

65. Якутин Ю. Китай: уроки реформ // Экономика и жизнь. – 1994. -- №6. –

     С. 18-19.







Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.