Рефераты. Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.






       Большинство указанных проверок и весь эксперимент в целом заняли период с 1979 по 1983 годы и зафиксировали положительный результат. Эти выводы были сделаны после подведения Госсоветом КНР итогов эксперимента в изданных им в мае 1984 года «Временных положениях о дальнейшем расширении хозяйственной самостоятельности государственных предприятий». [63; 346] Согласно этим положениям, государственные предприятия наделялись еще более широким спектром дополнительных прав, в том числе на планирование производства, реализацию продукции, установление цен на выпускаемую продукцию, на выбор поставщика материальных ресурсов, на использование собственных фондов, на распоряжение своим имуществом, на организационные перестройки, на управление рабочей силой, на начисление заработной платы и премий, на кооперацию с другими предприятиями.

      В результате проведения этих экспериментов и закрепления их результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической ответственности. Точнее будет сказать, что к середине 80-х годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 г. 80 % крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы. [14; 110] Широкое распространение получила система производственной ответственности, впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате «Шоуду», получившая название «гарантия, обязательство, проверка». Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией и между предприятиями. Пункт «проверка» предусматривал систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций. [14; 112]

      В некоторых других формах системы производственной ответственности в промышленности упор делался на конкретизацию требований к каждому технологическому звену, специализированной бригаде и отдельному работнику. Соответствие выполняемой работы этим требованиям более тесным образом увязывалось с механизмом начисления заработной платы и премий.

      Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек. На определенном этапе истории оправдывавшая свое существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. [46; 98]

      Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения доходов государственных промышленных предприятий. Другими составляющими реформы в том числе стали:

1) Переход 5 % фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам.

2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5,10 % и 15 %. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат.

3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по делению прибыли: а) дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет; б) деление сверхплановой прибыли; в) деление всей прибыли; г) фиксированный объем отчисления прибылей; д) прогрессивный объем отчислений прибыли; е) твердые пропорции деления прибылей и другое. [46; 111]

     Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд. [6; 88]

      Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами. [6; 88-89]

      III пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. [38; 165] В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.
Четыре города -- Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу -- были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны. [38; 167]

       Анализируя ситуацию, сложившуюся в промышленности страны, пленум  пришел к выводу, что главными пороками  существующей системы и методов хозяйствования являются: излишняя и жесткая централизация управления предприятиями, отсутствие разделения функций между правительственными органами и администрацией предприятия, игнорирование рыночных отношений, а также уравниловка в оплате труда и во всей системе распределения. [39; 121] Оживление деятельности предприятий было объявлено главным звеном реформы промышленности. С этой целью предлагалось значительно расширить права предприятий, предоставив им большую самостоятельность, освободить их от опеки со стороны правительственных органов. Предполагалось также не только сузить сферу директивного планирования, но сделать его более гибким, учитывающим требования рынка. Хозяйственная деятельность большинства предприятий должна была отныне определяться направляющим планированием и рыночным регулированием. Намечалось начать работу по созданию рациональной системы ценообразования. [31; 59]

      В ходе реформ, следуя примеру деревни, большинство предприятий перешло на подрядную систему. Кроме этого, практиковалась арендная и акционерная формы хозяйствования. Это до известной степени ослабило зависимость заводов и фабрик от бюрократического произвола, но полную свободу и самостоятельность они не получили. Не был решен ни теоретически, ни практически вопрос о разграничении права государственной собственности и права управления предприятиями; было не ясно, как отличить права хозяина собственности от прав распорядителя, управляющего этой собственностью. Китайские ученые ломали головы над тем, как обеспечить самостоятельность и юридические права руководителей предприятий, оставляя за государством верховные права собственности. [24; 12]

      Если вопрос о приватизации мелких предприятий решался относительно легко, то судьбу средних и крупных предприятий определить было гораздо сложнее. Мысль о возможности выпустить из рук государства эти предприятия многим представлялась еретической, ведущей к прорыву командных позиций социализма в экономике страны. В то же время не давала покоя идея их вовлечения в сферу рыночной конкуренции. Проблема использования рыночного механизма для оживления деятельности государственных предприятий и повышения эффективности их производства, вопросы о соотношении между планом и рынком, о возможности повсеместного распространения подрядной, арендной и акционерной форм в промышленности и торговле – все это вызвало жаркие споры, в ходе которых нередко идеологические соображения, заботы о сохранении социализма «в чистом виде» брали верх над мнениями тех, кто в первую очередь думал о научно-техническом прогрессе и модернизации промышленности. [31; 59]

      В целом углубление экономической реформы должно было разрешить следующие проблемы: разделение функций власти между правительственными органами и дирекцией (коллективом) предприятия; определение права собственности, принадлежащей всему народу (государству), от права управления; проведение четкой грани между налогом, который предприятия уплачивают государству, и прибылью, которой они могут распоряжаться сами. [31; 60]

       В результате трехлетних усилий по упорядочению и урегулированию хозяйственных процессов в стране, как заявило китайское руководство, была установлена политическая и социальная стабильность. Созданы условия для недопущения как спада производства, так и «перегрева». Обнадеживает положение в сельском хозяйстве, которое из года в год дает стране все больше зерна и хлопка. Внутренний рынок насыщен товарами. Цены стабильные, их рост в целом не выходит за пределы покупательной способности населения. Установлен контроль над инфляционными процессами. [2; 116]

      Однако последующее развитие показало, что принятые правительством меры, дав, несомненно, положительные результаты, все же не решили существа проблемы. Государственное регулирование оказалось недостаточным, поэтому снова пришлось пойти на либерализацию цен, сокращение сферы централизованного планирования и стимулирование рыночных отношений.

      XIV съезд КПК, поддержав тезис Дэн Сяопина об ускорении перехода к рыночной экономике, сделал вывод о том, что она будет носить социалистический характер, поскольку сохраняется общественная (государственная) форма собственности и принцип распределения по труду остается главным в экономической политике. Было подтверждено положение о допущении других форм собственности, включая частную,  и иных методов распределения. В своем докладе генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь подчеркнул, что усиление роли рыночного механизма и поощрение свободной конкуренции государственных, коллективных и частных предприятий будет происходить при сохранении системы государственного контроля и регулирования на макроуровне. Переход к социалистической рыночной экономике не может быть завершен в короткие сроки. Его формирование – длительный процесс. [31; 63]    

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.