Рефераты. Регионология 30 вопросов






p>4.Росия и Белоруссия.
Между Россией и Белоруссией сложились наиболее тесные отношения среди постсоветских государств. Белоруссия всегда ориентировалась на Р, она не стремилась ни в НАТО ни в ЕС. Белоруссия последовательно поддерживает политику Р на всех уровнях, всех международных саммитах и в ООН.
Интеграционные процессы (несмотря на сопротивление оппозиции в Белоруссии и негативного отношения части международной общественности продолжаются.
Белоруссия в современных условиях остается единственным государством, которое разрушает Черноморско-Балтийский санитарный кордон, формирующийся вокруг России. Две части этого кордона образуют прибалтийские страны
(Литва, Латвия и Эстония) и страны ГУАУМ оказались разорваны в самом центре. Территория Белоруссии является единственным геостратегическим коридором для выхода Р в Европу. Россия и Белоруссия подписали в конце 99г
Договора о создании Союзного государства, и только приступают к созданию
Союзного государства. Это может значительно изменить геополитическую расстановку сил, насколько живучим и дееспособным будет новое государство покажет будущее. Объединение происходит "на добровольной и равноправной основе", подписана интеграционная программа, в которой прописаны механизмы и формы единого экономического пространства России и Белоруссии. Итак, высшим органом СГ стал Высший государственный совет (ВГС), в который входят главы государств, представители правительств и парламентов. ВГС будет заниматься важнейшими вопросами развития СГ, он образует в пределах своей компетенции органы СГ, будет утверждать бюджет, международные договоры, одобренные парламентом, а также заслушивать ежегодный отчет председателя
Совмина о реализации принятых решений. Что касается председателя ВГС, то на основании ротации этот пост будет занимать один из глав государств- участников, "если государства-участники не договорились об ином". Как представительный и законодательный орган учреждается парламент СГ, состоящий из Палаты Союза и Палаты представителей. В первую, работающую на постоянной основе, войдут депутации, делегируемые парламентами РФ и
Белоруссии (по 36 человек). Во вторую - 75 российских депутатов и 28 белорусских. Они избираются на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. (До назначения выборов и эта палата формируется путем делегирования.) Парламент принимает основы законодательства и иные законы
СГ, проект бюджета и заслушивает полугодовые отчеты о его исполнении, утверждает отчет Счетной палаты, ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени СГ. Исполнительным органом СГ является Совет министров, в который входят председатель, госсекретарь, главы правительств и МИД, министры экономики и финансов, а также руководители отраслевых и функциональных органов управления СГ. Председатель Совмина - премьер РФ или
Белоруссии - также на ротационной основе назначается ВГС. Совмин должен разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития
Парламент по представлению Совмина назначает на шесть лет 11 членов Счетной палаты из граждан СГ. Однако в состав Счетной палаты. Обеспечить единообразное толкование и применение договора и нормативно-правовых актов
СГ призван Суд СГ, состоящий из 9 судей, назначаемых парламентом сроком на шесть лет.
Сближение государств обусловлено рядом причин:

- исторически сложившимися взаимосвязями, народы близки по языку, конфессиям, историческим развитием, культурой.

- геополитическим положением Белоруссии,

- экономическими интересами.
Белоруссия имеет на западных рубежах исключительное значение для России.
Оно прежде всего связано с ее стратегическим положением. В условиях расширения НАТО на восток и ликвидации радиолокационной станции в Латвии у
Р не оказалась необходимых систем защиты. Разворачивание такой системы на территории Белоруссии поможет решить эту проблему обеспечения безопасности обоих государств. По белорусским транспортным путям Россия осуществляет до
80% транзитных грузоперевозок в страны Западной Европы. Новые нефте- и газотрубопроводы из Р на Запад планируются прокладываться через территорию
Белоруссии. Эта территория остается стабильным регионом, что особенно привлекательно с точки зрения обеспечения бесперебойного функционирования трубопровода, в отличие от нестабильного кавказского региона. Белоруссия входит в десятку основных торговых партнеров Р. В составе импорта в Р преобладают машины и оборудование, продовольствие. На болю Р приходится более 60% товарооборота Белоруссии, т.е. она является основным торговым партнером Б. Общие экономические интересы Р и Б заключаются прежде всего в договорной системе оплаты взаимных поставок без расчета в валюте (оплата ниже мировых цен). Политику Запада в отношении Белоруссии можно было бы определить как политику выборочного", или "дозированного" диалога, который не ведет к полной изоляции республики, однако ставит ее в жесткие ограничительные рамки. Основные принципы довольно просты: поддержание минимальных отношений с целью оказывать влияние на "режим Лукашенко", но без контактов с парламентом, признанным незаконным; ограничение экономического сотрудничества и помощи, за исключением гуманитарных программ и проектов, целью которых являются материальная поддержка оппозиции. Запад не приветствует процессы объединения Р и Б.
Конфедеративные черты союзного государства —государства практически полностью сохраняют свой суверенитет, право ее субъектов на свободный выход из Союза, особый порядке формирования армии и бюджета, согласование проведения внешней, оборонной и правоохранительной политики. Вместе с тем в ведение союзного государства включены также вопросы, характерные обычно для федеративных стран: единое гражданство, организация высших органов власти, совместное развитие транспорта и коммуникаций, единая валюта (в будущем).
Договор о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией вызывает различные суждения (против самой идеи воссоединения мало кто выступает, выступают за медленное воссоединение). Противники приводят следующие аргументы:

- различие в правовой базе и реальной экономическойситуации (предстоит работа по приближению к единым условиям хозяйствования). Экономическая нецелесообразность - к слабой экономике России присоединяется еще более слабая экономика Белоруссии с совершенно другими механизмами, ведь

Москва и Минск не смогут на равных проводить ни таможенную, ни валютную политику.
- Легитимность. При создании Союзного государства России и Белоруссии легитимность не должна подвергаться сомнению. Поэтому нужно для этого провести еще и референдумы (в России и второй раз в Белоруссии) Тогда легитимность будет абсолютная. Легитимность президента Лукашенко подвергается сомнению, т.к. свои полномочия он продлил не через выборы, а на референдуме, внеся изменения в конституцию и распустив парламент.
- Подписание союзного договора России и Белоруссии вызвало довольно резкую реакцию со стороны белорусской оппозиции и ряда российских региональных лидеров (президентов Ингушетии, Башкирии, Татарстана). Шаймиев заявил, что в случае объединения России и Белоруссии Татарстан будет добиваться повышения собственного статуса. По сути, это означает изменение федеративного устройства государства и серьезные коррективы конституционного строя.
Первый этап экономической интеграции - создание таможенного союза, основы единого экономического пространства - уже принес существенные выгоды для экономик России и Белоруссии, прежде всего в реальном секторе. Прилагаются усилия в сфере формирования общего экономического пространства. Заключены или готовятся к заключению договоры (вопросы ценовой, тарифной, налоговой политики, введения единой валюты, экспортного контроля. Идет унификация законодательства для создания общего рынка ценных бумаг, энергоресурсов, услуг связи и транспорта, формирования общего инвестиционного, информационного, научного, технологического и образовательного пространства. Реализовано на законодательном уровне равенство прав граждан
Союза в трудоустройстве, оплате труда, в получении различных видов образования, медицинской помощи в России и в Белоруссии. Идет работа по созданию объединенной энергосистемы Союза, формированию общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов и пассажиров. На пути к единому экономическому пространству существует ряд проблем. В первую очередь это постоянный долг Минска за энергоносители. ругая серьезная проблема - свободная конвертация национальных валют для взаимных расчетов.
В результате интеграции с Белоруссией Россия получит ряд неоспоримых геополитических выгод: непосредственный выход к границам Центрально-
Европейского региона; устранение потенциальной угрозы создания так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции России; укрепление позиции России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами, и прежде всего в Европе; увеличение военных возможностей государства.
Создание объединенной российско-белорусской группировки в регионе значительно снизит военные угрозы, вытекающие из вероятности создания инфраструктуры НАТО в Прибалтике и размещения там войск альянса.

5.Россия и постсоветские государства Закавказья.

Государства Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения) — суверенные государства, образовавшиеся после распада СССР. Этот регион имеет для
России особое экономическое и геополитическое значение и является сферой особых интересов по ряду причин:
1. Государства этого региона и Россия долгие годы входили в СССР, их объединяло историческое развитие и экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов Это районы проживания значительного числа русских.
2. Экономические интересы России в этом регионе обусловлены тем, что —это перспективный рынок для ее товаров и технологий; район богатый энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это район через который проходят важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.
3. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ. Договору о коллективной безопасности (Армения) и т.д.
4. Политические интересы обусловлены необходимостью обеспечения национальной безопасности России. Т.к. этот регион представляет угрозу как источник распространения межэтнических конфликтов, контрабанды наркотиков, оружия, терроризма, религиозного экстремизма и агрессивного национализма. Границы между Россией и государствами этого региона остаются прозрачными. Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств. Россия выходит в Закавказье наиболее уязвимым регионом — Северным Кавказом, где существует межнациональная напряженность, тяжелая социально-экономическая ситуация, вооруженный конфликт в Чечне.
5. Для Р этот регион представляет интерес с точки зрения геостратегии:

Закавказье связывает Черное море с Каспием, Россию с Ближним Востоком.
Свой отпечаток на отношения в этом регионе накладывает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.